logo
filosofia

Философская мысль Беларуси. Этапы становления.

Постоянная борьба с внешними и внутренними врагами-кочевниками (печенеги, хазары, чепелевы, половцы), возникновение богатства, классов, общества и государства привело к заимствованию культуры Византии и античной философии. В Х веке было принято христианство нашими народами

Этапы развития философии:

1)Х-ХVIIвв--развитие философии христианства

2)конец XVII(реформы Петра1) - вторая четверть XIXвв.( восстание декабристов)—философия и культура обретают светскую форму;

3)вторая четверть XIX в - вторая четверть XX вв(октябр. соц. переворот)—ориентация философии и кул-ры к дух. и мат. основам общ-ва;

4)кон. XIX в – кон. 80-ых годов ХХ в—господство марксистской фил-и;

5) кон. 80-ых годов ХХ в – наст. время.— постсоветский период анализа и переосмысления фил-ких проблем современности.

1ый период: Принятие христианства, памятники лит-ры( «Повесть временных лет»).Период изучал переводную античную философию и труды отцов церкви. На период пришлось творчество Ефросиньи Полоцкой(1100-1173) по распространению христианства на нашей земле. Очень значимо и важно было это её тв-во. Кирилла Туровский(1130-1182)-много писал, читал, просвещал, философствовал. Князь киевский и всея Руси Владимир Мономах—написал много наставлений.(имел, наверно, какое-то отношение к философии).

Междоусобицы ослабили Русь, её захватили татара-монголы. Беларусь стала ядром ВКЛ.

Одним из титанов эпохи возрождения, родившийся в ВКЛ, был Франциск Скорина(1490-1541).Получил блестящее образование, профессор Болонского университета. Философски осмысливал священное писание и переводил его на белорусский язык.

СЫМОН Будны(1530-1593)—продолжал учение Скорины, активный деятель реформации, был протестантом.

В. Цяпинский

С. Полоцкий (1629-1680)чрезвычайно талантливый человек. Был воспитателем царских детей(Пётр1 и т.д.). Главное произведение: «Псалтырь»)

К. Лыщинский(1634-1689). Из-за его произведения «О несуществовании Бога» его казнили. В этом произведении он показал глубокие знания европейской философии. Организовал светское обучение, совместное обучение девочек и мальчиков, дворянских и крестьянских детей.

Центр культуры и науки—Виленский универс17 вв. Тамошние профессора развивали науку и философию.