Чувственное и рациональное в познании.
Чувственное познание человека основывается на работе органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), прежде всего на зрении и слухе. Рациональное познание основано на выработке человеческим мышлением абстрактных понятий, теорий и является сущностно-логическим. Однако любой реальный процесс познания всегда представляет собой единство чувственных и рациональных форм – всякая чувственная форма окрашена рациональным моментом, и наоборот, любое абстрактное теоретическое понятие в конечном итоге имеет основание в практической деятельности человека и так или иначе связано с данными органов чувств. И чувственное, и рациональное познание протекает в определенных формах.
Формы чувственного познания:
-
Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств объекта. Ощущение является исходным пунктом познавательного процесса и представляет собой непосредственную связь человека с внешним миром.
-
Восприятие – более высокая форма познания, которая представляет собой отражение предмета в целом.
-
Представление – высшая форма, которая характеризуется воз-можностью воспроизведения ранее воспринятых объектов. Особенность представления в том, что оно содержит элемент обобщения и тем самым сближается с рациональной формой.
Рациональное познание называется логическим или абстрактным мышлением. Это высшая форма познания, благодаря которой субъект проникает в сущность предметов и явлений.
Формы рационального познания:
Понятие – есть определенная мысль, в которой зафиксированы общие и существенные свойства объекта. Например: различные понятия, категории науки, обыденного сознания («электрический ток» как направленное движение электронов в проводнике, или «дом» как жилище человека).
Суждение – это определенная мысль, в которой что-либо отрицается или утверждается. Например, металл электропроводен.
Умозаключение – это вывод из двух или более суждений нового суждения. Существует два вида умозаключения: индукция и дедукция.
Индукция – умозаключение на основе движения мысли от частных высказываний к общим. Например, железо проводит электрический ток, медь проводит электрический ток. Вывод: металлы элект-ропроводны.
Дедукция – умозаключение на основе движения мысли от общего к частному высказыванию. Например, металлы электропроводны, медь – металл, следовательно, медь проводит электрический ток.
Итак, логическое познание – это опосредованное, абстрактное отражение действительности, которое не сводится к чувственному.
-
Содержание
- Предмет, стр-ра, спец-ка ф.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мир-е на рубеже 20-21 вв.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая.
- Античная философия.
- Философия средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Немецкая классическая философия.
- Философия марксизма.
- Неклассическая философия.
- Аналитическая философия
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-20 вв.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, ее духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- Виртуальная реальности
- Индивидуальное и общественное сознание
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира.
- Концепции истины.
- Философия науки, ее структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания.
- Теоретический уровень познания.
- Понятие метода.
- Наука и инновационная деятельность в рб.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические и духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технические отношения.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение.
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности.
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Философия безопасности.
- Философия техники и область ее исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Глобализация социальных процессов.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.