logo
filosofia

Наука и инновационная деятельность в рб.

Стратегический маркетинг заключается в изучении динамики рынка в области потребностей, роста цен (включая на энергоносители), экологических требований, требований безопасности.

Основными задачами НИОКР являются:

– новые знания и новые области их применения;

– теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации знаний в сфере производства;

– практическая реализация новшеств.

НИОКР предполагает:

– фундаментальные исследования (теоретические и поисковые);

– прикладные исследования;

– опытно-конструкторские работы;

– опытные и экспериментальные работы.

К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; неизвестных ранее свойств материалов и соединений.

ОКР – завершающая стадия НИОКР, это переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате НИР. Разработки переводятся в форму инновационных проектов.

Инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, который проходит соответствующую экспертизу.

Сами по себе инновационные проекты могут быть невостребованы. Необходимы инновационные структуры. Они оформились в виде технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов, центров высоких технологий.

Основными задачами этих структур являются:

– формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности;

– создание и развитие малых инновационных и венчурных фирм;

– селекция и поддержка перспективных научных проектов;

– успешная коммерциализация результатов научных исследований и научно-технических разработок;

– сервисное обслуживание;

– качественно новые подходы к организации труда ученых университетов и молодых исследователей;

– обучение студентов;

– решение региональных проблем, связанных с переориентацией экономики с материало- и энергоемких на развитие наукоемких отраслей;

– создание предпосылок для эффективного обмена наукоемкой продукцией на мировом рынке.

Технопарки решают важнейшие проблемы регионального раз-вития – дают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии.

Исследовательские парки занимаются обеспечением создания ус-ловий для эффективного проведения научных разработок.

Технологические – способствуют организации малых наукоемких производств, ориентированных на трансфер технологий, коммерциализацию результатов научно-технических разработок.

Промышленные – обеспечивают размещение малых наукоемких производств на определенной замкнутой территории, создание производственных помещений и рабочих мест.

Грюндерские – являясь разновидностью промышленных, поддер-живают создание новых малых фирм в обрабатывающей промышленности.

Инкубаторы малых наукоемких фирм, бизнес-инкубаторы могут находиться в составе технопарков или быть самостоятельными организациями.

Технопарки имеют такие крупные звенья, как:

– коммерческий центр, включающий консалтинговые, инжиниринговые и аудиторские фирмы;

– венчурный фонд,

– инкубатор малых фирм,

– бизнес-центр.

Технопарки выполняют следующие функции: бизнес-планирова-ние; маркетинг; аудит; юридическое, хозяйственно-правовое, налоговое консультирование; кредитные услуги; консультации по внешнеэкономической деятельности; помощь в получении правительственных заказов; поиск инвесторов; помощь в организации производства; решение технических вопросов; освоение технологий; ли-зинг высокотехнологичного оборудования; страхование имущества, инвестиций, перестрахование; введение информационных баз данных; подготовка и обучение кадров; издательская деятельность; организация выставок; хозяйственно-бытовые услуги. В БНТУ успешно функционирует технопарк «Метолит».