Философские проблемы анализа сознания.
Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, предварительном мысленном построении действительности и предвидение результатов действий с целью разумного регулировании и самоконтроля поведения чел-ка. Проблема сознания – его отношение к бытию и материи.
Субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Гегель и другие) рассматривает разум как объективное и универсальное свойство сознания, выступающее в качестве формообразующего начала, гарантирующего единство и упорядоченность бытия. Индивидуальное сознание человека рассматривается как проявление Мирового Разума.
Функциональная концепция анализа сознания, представленная воз-зрениями французских материалистов XVIII в. Д. Дидро, К. Гель-веция и других, рассматривала сознание как функцию мозга и отражение действительности и обращала внимание на активную роль сознания в жизнедеятельности человека.
Психоаналитическая концепция сознания, предложенная З. Фрей-дом, рассматривает сознание в единстве с бессознательным, генетически и функционально с ним связанным и оказывающим на него значительное влияние.
Сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения. Отражение – способность тел, явлений в процессе их взаимодействия изменять свое состояние и сохранять полученную информацию в зависимости от их внутренней природы и условий, в которых это взаимодействие осуществляется.
Решение проблемы сознания с нескольких позиций: идеализм - сознание выделяется из материального мира и понимается как самостоятельная созидательная сущность (знание творит мир); дуализм объясняет материю и сознание как самостоятельные сущности, независимые друг от друга; материализм (диалектический) – сознание и материя находятся в сложном взаимодействии и диалектическом единстве (единстве противоположностей). Основой такого взаимодействия является материя (материализм!). Современная философия полагает, что сознание – высшая форма отражения, заключающаяся в мысленном и практич. преобразовании мира. (Отражение – свойство природы – восприятие и оставление следов взаимодействия с другими мат.телами).
Непосредственный орган сознания – гол. мозг чел. Функции сознания: 1)познавательная; 2)творчески-конструтивная; 3)прогностическая; 4)регулятивно-управленческая,оценочная, описательная, коммуникативная. По отношению к бытию сознание вторично: бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание выступает специфическим средством вписывания человека в эту систему бытия.
Проблема сознания – его отношение к бытию и материи.
Современная философия полагает, что сознание – высшая форма отражения, заключающаяся в мысленном и практич. преобразовании мира.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет, стр-ра, спец-ка ф.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мир-е на рубеже 20-21 вв.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая.
- Античная философия.
- Философия средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Немецкая классическая философия.
- Философия марксизма.
- Неклассическая философия.
- Аналитическая философия
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-20 вв.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, ее духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- Виртуальная реальности
- Индивидуальное и общественное сознание
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира.
- Концепции истины.
- Философия науки, ее структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания.
- Теоретический уровень познания.
- Понятие метода.
- Наука и инновационная деятельность в рб.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические и духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технические отношения.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение.
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности.
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Философия безопасности.
- Философия техники и область ее исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Глобализация социальных процессов.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.