logo
filosofia

Философия марксизма.

Теоретические источники философии марксизма:

1. Немецкая классическая философия.

2. Английская классическая политэкономия А. Смита и Д. Рикардо.

3. Французский утопический социализм (М. Фурье, А. Сен-Си-мон и др.).

Диалектика Гегеля и материализм Л. Фейербаха способствовали становлению диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгель-са.

Марксизм – это система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности. Основные идеи марксизма таковы:

1. Связь теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).

2. Создание исторического материализма, согласно которому материальное производство определяет развитие общества, т.е. общественное бытие определяет общественное сознание. Труд – «обмен веществ с природой», основа развития человека и его сознания.

3. Изменение способа производства ведет к изменению общественно-экономической формации. Совокупность производственных отношений составляет экономический базис, на котором возвышается политическая и идеологическая надстройки.

4. Проблема отчуждения человека в процессе капиталистического производства.

5. Человек есть совокупность всех общественных отношений.

6. Техника – это «неорганическое тело человека».

7. «Марксизм – не догма, а руководство к действию».

Главная Ф-я идея М: практика (П) исходна и первична по отношению ко всему дух-му миру, культуре в ее даже самых далёких от практики проявлениях. П носит общественный хар-р, ее нет вне связей между людьми. П – исторична, она состоит в непрерывном преобр-нии людьми условий, обстоят-в и самих себя. П есть предметная деят-ть, т.к. люди действуют не в безвоздушном простр-ве, а в реальности, где приходится преобр-ть то, что даёт природа, а также различные созданные чел-ком предметы. Таким образом М значительно расширил и развил сферу действия главного положения матер-ма. Мат-м был распростр-н на область общ-х явлений, общ-й жизни. Размышляя об осн-х этапах предш-щей истории, М и Э выделили несколько ведущих типов организации общества – общ-х форм, или формаций. Т.к. в практ-й жизни наиболее фундам-м ур-м явл-ся ур-нь произв-ва жизни, осн-е ист-е формы общ-го устр-ва опред-ся по ведущему типу орг-ции мат-го пр-ва. Природа товара и денег, труда и капитала, знач-е разделения труда, влияние машинной индустрии на положение рабочего и развитие пр-ва, особенности заработной платы и многое др. – решение этих пр-м стало основ-ем для выводов М о неизб-ти превр-я частнокапиталист-го пр-ва в обществ-е, перехода общества к социалист-м обществ-м отн-ям.

Касаемо диалектики: Как отмечал М, Гегель одновр-но и открыл, и мистифицировал диал-ку (Д), представив ее незав-й от реал-ти сферой. М же утверждал, что главные, фундам-е Д-е отн-я и завис-ти присут-ют и в реаль-х процессах жизни природы, общества, в повседн-й практ-й деят-ти. Вывод: М-й Д-й метод по своей основе не только отличен от гегел-го, но явл-ся его полной пр-ю. Для Гегеля процесс мышл-я есть бог действит-го, которое сост-ет лишь его внешнее проявление. У М. же наоборот – идеальное есть не что иное, как матер-е, пересаженное в чел-ю голову и преобраз-е в ней.