logo
filosofia

Познаваемость мира.

Познание (П) - процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Основные формы познания в их историческом поступательном процессе.

- ранние этапы истории - обыденно-практическое П, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении и т. д. Основа - опыт повседневной жизни, практики людей. (здравый смысл, верования, приметы, и т.д.)

- мифологическое П. Его специфика в том, что оно является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. мифологическое мышление - это своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.

- философское и религиозное познание. Особенности последнего - оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами (природными и социальными). религия (как и мифология) никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер.

- концепция личностного знания. Знание по этой концепции - активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Это не просто совокупность утверждений, но и переживание индивида.

Специфические формы (методы) познания: наблюдение, описание и т. д. На этой ступени познавательного процесса происходит сбор фактов, фиксирующих внешние проявления, свойства предметов. Теор-я форма познания - это углубление чел-й мысли в сущность явлений действ-ти. При этом научное познание пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т. д. Действительность отражается человеком с помощью различных форм познавательной деятельности. Т.о. человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов чувств в формах чувственного созерцания (ощущение, восприятие, представление). Они дают чувственно наглядное воспроизведение предметов, их отдельных свойств. Существенные связи между предметами, закономерности их развития отражаются в формах абстрактного мышления - понятиях, суждениях, умозаключениях. Основные вопросы теории познания (гносеологии) заключается в признании или отрицании соответствия между нашими представлениями и действительностью, в определении источников и содержания познания. Главнейшие направления теории познания:

  1. скептицизм (познание относительно и недостоверно; познание абсолютного недоступно);

  2. рационализм (источником познания является разум и присущие ему идеи); рационализм есть или догматический, признающий тождество мышления и действительности (Гегель), или критический, усматривающий пределы познания в свойствах наших психических способностей (Кант);

  3. реализм (источником познания служит опыт, внешний: эмпиризм, сенсуализм [Локк] или опыт внутренний: спиритуализм);

  4. мистицизм (источником познания является сверхчувственное общение с божеством);

  5. идеализм (истинное бытие признается лишь в представлениях нашего ума [Беркли, Юм, Фихте]; имманентная философия);

  6. материализм (истинное бытие признается лишь в веществе);

  7. позитивизм (содержанием познания служат лишь предметы опыта);

  8. эмпириокритицизм (соединяет элементы вышеупомянутых систем)