Личность, ее духовное основание и общество.
В философии человека как личности выделяют два вида знаний: личностное, или интуитивно-наглядное знание, возникшее в недрах мифологического творчества, и надличностное, или абстрактно-тео-ретическое знание.
В мифах представлен огромный спектр чувствований, переживаний, потребностей. Миф намного сильнее разума в понимании «Я», взятого не как непостижимая абстракция – точка, а в непрерывном обрамлении бездонной толщи бессознательного, скрытого под покровом сознания. Разум же (высшая ступень мышления в понятиях, сознание вообще) имеет преимущество в понимании «Ты», то есть в строгой логике изучения объективного мира. Данное сопоставление мифа и разума заставляет признать, во-первых, их взаимную дополнительность, а, во-вторых, необходимость перехода от Мифа к Логосу (логически упорядоченным понятиям, духовному смыслу) и обратно как в индивидуальном, так и в историческом плане.
Телом и его органами чувств мы воспринимаем мир «физический», или «эмпирический». Этот мир изучает наука и технология. Душа, как показано выше, это личностное, сверхчувственное знание и переживание, то есть «неметрическое», образующее мир «вне-эмпирический», или «метафизический». Его изучают философия и психология, но изучают не теоретическим, но духовным сознанием, а именно: любовью, влечениями сердца, интуитивным разумом, «мыслеобразами» мифологии, в которых идея (мысль) является образной, а образ – идейным.
Дух – это третий мир: «над»- или «сверх-эмпирический», за пределами как чувственного, так и сверхчувственного познания. В этом мире, изучаемом теоретическим мышлением, религией и теософией, открывается, например, такая Высшая Реальность, как Вечность, в которой слиты в каждом ее мгновении прошлое, настоящее и будущее.
-
Содержание
- Предмет, стр-ра, спец-ка ф.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мир-е на рубеже 20-21 вв.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая.
- Античная философия.
- Философия средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Немецкая классическая философия.
- Философия марксизма.
- Неклассическая философия.
- Аналитическая философия
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-20 вв.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, ее духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- Виртуальная реальности
- Индивидуальное и общественное сознание
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира.
- Концепции истины.
- Философия науки, ее структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания.
- Теоретический уровень познания.
- Понятие метода.
- Наука и инновационная деятельность в рб.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические и духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технические отношения.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение.
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности.
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Философия безопасности.
- Философия техники и область ее исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Глобализация социальных процессов.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.