Человек как объект философского познания
Современная философская антропология наиболее активно задей-ствована в практику через социал-дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции.
Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эво-люционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. Наибольший резонанс эти идеи получили благодаря работам О. Шпенглера, Ф. Ницше. В данном случае человек трактуется как биосоциальное существо, которое или характеризуется стремлением к воли, или довольствуется аморфными (нелидерскими) качествами. Идеи социал-дарвинизма используются в форме политической идеологии нацизма и шовинизма.
Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа. Она созвучна эволюционной теории Дарвина в части про-исхождения человека как биологического вида, но при этом решаю-щую роль в переходе от обезьяны к человеку отводит труду («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).
Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Лакан) сфокусирована на психике человека, его сознании и утверждает тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием перефлексируемой области (инстинкты, архетипы, комплексы, сновидения) и контролируемой в виде «Я» (индивидуального сознания) и «Сверх-Я» (норм общественного сознания). Между этими сферами существуют сложные взаимоотношения, которые являются предметом изучения психологии.
Экзистенциональная концепция (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю и др.) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий, как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «брошенность», «гуманизм».
- Предмет, стр-ра, спец-ка ф.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мир-е на рубеже 20-21 вв.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая.
- Античная философия.
- Философия средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Немецкая классическая философия.
- Философия марксизма.
- Неклассическая философия.
- Аналитическая философия
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-20 вв.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, ее духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- Виртуальная реальности
- Индивидуальное и общественное сознание
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира.
- Концепции истины.
- Философия науки, ее структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания.
- Теоретический уровень познания.
- Понятие метода.
- Наука и инновационная деятельность в рб.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические и духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технические отношения.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение.
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности.
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Философия безопасности.
- Философия техники и область ее исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Глобализация социальных процессов.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.