Античная философия.
Милетская школа (натурфилософия). Основателем ее был Фалес (ок. 625–545 гг. до н.э.), кроме него к этой школе принадлежали Анаксимандр, Анаксимен и ряд других философов. Все они искали единую праоснову всего сущего, из которой все в мире происходит и в которую оно в конечном итоге превращается. Фалес один из первых древнегреческих мыслителей утверждал, что первоосновой всего явл. вода. Анаксимен считал субстанцией воздух. Анаксимандр в качестве субстанции рассмт. апейрон (безграничное, беспредельное). Гераклита (ок. 535–475 гг. до н.э.), признают «отцом» древнегреческой стихийной диалектики. Он считал первоосновой огонь. Он первым среди философов сформулировал ее важнейшие принципы: постоянной изменчивости мира, универсальности развития и движения, превращения вещей в их собственную противоположность: «Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды…
Пифагорейцы (Эмпидокл и Анаксагор) обращали основное внимание не на предметы и явления, а на их оформление, арифметически-геометр. структуру.
Элейская школа – Парменид (ок. 540 – ок. 470 гг. до н.э.) и Зенон Элейский (490–430 гг. до н.э.). Они противопоставили мышление чувственному восприятию. Парменит и Зенон в качестве первоосновы рассм. бытие. Бытие-то, что познается только разумом. Оно вечно и доступно только мышлению. Бытие вечно и неделимо в отличие от предметов чувственного мира, кот. изменчив, непостоянен.
Платон 4-3в до н.э. утвержд., что субстанцией является идея. Мир идей есть истинное бытие, а конкретные вещи –тени идей. Мир идей – божественное царство, в кот. до рождения пребывает человек и его бессменная душа. Затем она попадает на землю, где временно находясь в чел. теле она вспоминает о мире идей. Аристотель 4в до н.э. выделяет 2 понятия: форма и содержание и признает объективность существования материи как содержания предметов. Утверждая что материя вечна, но пассивна. Она содержит лишь возможность многообразия вещей. Эта возможность превращается в конкретные предметы и явления благодаря соответствующей форме. Форма есть причина мира , его идеальный образ. Бог есть форма форм. Аристотель пытался примерить идею материализма и идеализма в своем философском учении. Аристотель разработал учение о формах и законах мышления науку логику. А также создал систему наиболее общих философских понятий: пространство, время, причина, следствие, возможность, действительность и т.д.
-
Содержание
- Предмет, стр-ра, спец-ка ф.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мир-е на рубеже 20-21 вв.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая.
- Античная философия.
- Философия средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Немецкая классическая философия.
- Философия марксизма.
- Неклассическая философия.
- Аналитическая философия
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-20 вв.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, ее духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- Виртуальная реальности
- Индивидуальное и общественное сознание
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира.
- Концепции истины.
- Философия науки, ее структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания.
- Теоретический уровень познания.
- Понятие метода.
- Наука и инновационная деятельность в рб.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические и духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технические отношения.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение.
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности.
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Философия безопасности.
- Философия техники и область ее исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Глобализация социальных процессов.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.