logo search
философия список первоисточников озо

13.3.2 Философия жизни а. Шопегауэра

Свое иррационалистическое переосмысление трансценденталистская философия нашла в системе немецкого мыслителя А. Шопенгауэра. Исходной точкой учения Шопенгауэра являлась концепция Канта. Но если Кант утверждал, что человеческое сознание, конструируя окружающую реальность, не может познать суть объективного предзаданного мира, которую он назвал «вещью в себе», то Шопенгауэр полагает, что сущность мира познаваема. Эта сущность заключается в том, что вещи, как одушевленные, так и неорганические, стремятся к самосохранению. Таким образом, сущность мира установима. Она состоит в «воле к жизни», при этом она носит иррациональный характер, поскольку просто желает быть и не может указать смысла и цели своего наличия.

Одной из высших форм самоутверждения воли является разум, который обосновывает необходимость существования. Разум представляет собой обман космического масштаба, так как он заставляет воспринимать волю к жизни в качестве рационально устроенного мира. На самом деле рациональность не свойственна реальности. Она есть не что иное, как иллюзия, результат представляющей деятельности человеческого разума, уловка мировой воли.

Этические взгляды немецкого мыслителя во многом заимствованы им из восточной религиозно-философской традиции. Так, он полагает, что человек должен преодолеть иллюзорность и ложность окружающего мира. Главным препятствием на этом пути является стремление человека совершать действия, что приводит к тому, что после смерти он рождается вновь. Процесс перерождения может продолжаться до бесконечности, если человек не откажется от самоутверждения в социальной природной жизни и не будет вести абсолютно аскетическое существование.