15.3.3 Диалектический материализм в России
Особенности развития русской политической истории в ХХ в. привели к тому, что самым влиятельным направлением отечественной философии стал марксизм, а именно, его особая разновидность – диалектический материализм.
Специфика русского материализма состояла в том, что он, в отличие от учения Маркса и Энгельса, полагал возможность построения социалистического общества, минуя капитализм. Став с победой октябрьской революции официальной идеологией, марксизм был вынужден предложить собственное решение всех основных философских проблем. При этом выяснилось, что в учении Маркса и Энгельса имелось большое количество пробелов. Поэтому на плечи российских марксистов легла задача превращения диалектического материализма в целостную философскую систему.
Главным идеологом диалектического материализма советской России стал Владимир Ильич Ленин (Ульянов) – общественный и государственный деятель, политический мыслитель, философ-марксист. Оставаясь во многом верным Марксу, Ленин по сути оторвался от классического марксизма и, тем самым, внес в него новшество. Это новое заключается по сути в следующем. 1) Ленин упростил философию марксизма, обедняя его путем элиминации остатков идеализма до стопроцентного материализма. 2) В области диалектики Ленин по политическим причинам завершил упор на абсолютизацию антитезиса, то есть противоречия как главного в диалектике в ущерб синтезу, носящему временный, преходящий характер, который содержался уже у Маркса. Нельзя забывать, что антитезис, отрицание, есть философский прообраз разрушения или, конкретно говоря, тоталитарной революции. 3) В области философии истории явно новым в ленинизме является учение о примате политики над экономикой, по крайней мере, в переходные периоды. (В классическом марксизме политика есть лишь активизированное выражение экономики). 4) С этим связан знаменитый ленинский тезис о «партийности философии», позволяющий ленинистам быть необъективными в оценках. В творчестве Ленина партия из средства превратилась в самоцель. И философия, по Ленину, должна быть партийна, иначе она вырождается в культ чистой мысли, или, как он выражается, в «ложный объективизм». Более того, и исторический процесс, по Ленину, имеет врожденную тенденцию к коммунизму, то есть сама история партийна. Тесно связаны с исторической проблематикой исследования Ленина по теории познания. Здесь он выделяет два этапа: первый характеризуется акцентом на материализм и объективность познания как отражения действительности, второй – на диалектику и ее методологическую роль в познании.
Разработкой диалектической логики занимался и другой талантливый философ Эвальд Васильевич Ильенков, который уделял много внимания разработке в рамках марксистского учения понятия идеального. Идеальное он понимает как способность человеческого тела через свои состояния и движения по контуру внешних предметов отражать и фиксировать чистые формы самой действительности. При этом Ильенков подчеркивал, что идеальное не есть психологический или физиологический акт, а факт общественно-исторический, продукт духовного производства. Взаимодействие абстрактного и конкретного, по Ильенкову, и есть основной закон теоретического отражения действительности в человеческом сознании. У Ильенкова эти понятия выражают всеобщие формы развития природы, общества и мышления, а потому они суть универсальные категории диалектики. Предметом логики Ильенков считал не специфические формы выражения процесса мышления в языке, а формы и закономерности самого мышления.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999 .
- 8.2 Философия досократиков
- 8.2.1 Античная картина мира
- 8.2.2. Милетская школа и Гераклит
- 8.2.3 Элейская школа
- 8.2.4 Пифагорейская школа
- 8.2.6 Демокрит
- 8.2.7 Учение софистов
- 8.3 Философское учение Сократа и Платона
- 8.3.1 Учение Сократа
- 8.3.2 Философское учение Платона
- 8.4 Метафизическое учение Аристотеля
- 9.1 Философия эпохи Средних веков
- 9.1.1 Средневековая картина мира
- 9.1.2 Патристика
- 9.1.3 Схоластика
- 9.2 Философия эпохи Возрождения
- 9.2.1 Картина мира эпохи Возрождения
- 9.2.2 Пантеизм Николая Кузанского
- 9.2.3 Философия Джордано Бруно
- Тема 10
- 10.1 Новоевропейская картина мира
- 10.2 Новоевропейский эмпиризм
- 10.2.1 Эмпиризм ф. Бэкона
- 10.2.2 Философия д. Локка
- 10.3 Новоевропейский рационализм
- 10.3.1 Рационализм р. Декарта
- 10.3.2 Философия г.В. Лейбница
- Тема 11
- 11.1 Картина мира эпохи Просвещения
- 11.2 Философия французского Просвещения
- 11.2.1 Антропология ж.О.Де Ламетри
- 11.2.2 Этика к.А. Гельвеция
- 11.3 Философия английского Просвещения
- 11.3.1 Спиритуализм Дж. Беркли
- 11.3.2 Скептицизм д. Юма
- Тема 12
- 12.1 Трансценденталистская картина мира
- 12.2 Философское учение и. Канта
- 12.2.1 Теоретическая философия и. Канта
- 12.2.2 Практическая философия и. Канта
- 12.3 Субъективный идеализм и.Г. Фихте
- 12.4 Абсолютный идеализм г.В.Ф. Гегеля
- Тема 13
- 13.1 Естественно-научная картина мира в XIX в.
- 13.2 Сциентические направления философии XIX в.
- 13.2.1 Первый и второй позитивизм
- 13.2.3 Неокантианство
- 13.3 Антисциентические направления философии XIX в.
- 13.3.1 Антропологический материализм л. Фейербаха
- 13.3.2 Философия жизни а. Шопегауэра
- 13.3.3 Философия жизни ф. Ницше
- Тема 14
- Тема 15
- 15.2 Русская философия XIX в.
- 15.2.1 Философия истории п.Я. Чаадаева
- 15.2.2 Социально-философские взгляды славянофилов
- 15.2.3 Философия всеединства Вл. Соловьева
- 15.3 Русская философия хх в.
- 15.3.1 Философия религии и культуры: с.Н. Булгаков, п.А. Флоренский, а.Ф. Лосев
- 15.3.2 Христианский экзистенциализм н.А. Бердяева
- 15.3.3 Диалектический материализм в России