Тема 14
Современная западная философия
(2 часа)
План
15.1Современная научная картина мира
15.2Сциентические направления современной западноевропейской философии
15.3Антисциентические направления современной западноевропейской философии
Современная научная картина мира
Современная научная картина мира включает в себя три важнейших аспекта: учение о микромире – то есть учение об элементарных частицах, учение о макромире, описывающее процессы, протекающие во Вселенной и учение о взаимодействии человека и природы.
Современные представления об элементарном строении Вселенной формируются в рамках квантовой теории Резерфорда-Бора, согласно которой атом имеет электромагнитную природу и излучает энергию определенными порциями – квантами. Строение атома подобно устройству Солнечной системы, поэтому его принято называть планетарным. Согласно планетарной теории атома, в его центре находится ядро, вокруг которого вращаются положительно и отрицательно заряженные электроны. Специфика современных представлений о микромире заключается в том, что в них атом рассматривается во-первых, в качестве бесконечно делимого, во-вторых – в качестве имеющего не вещественную, а энергетическую природу.
Макропроцессы, протекающие во Вселенной, описываются в рамках теории относительности, выдвинутой А. Эйнштейном. Согласно этой теории, Вселенная имеет динамический характер и расширяется в пространстве. При этом существует гипотеза, что гравитационные поля могут остановить этот процесс и заставить Вселенную сжиматься. Таким образом, современная наука отказывается от статичного понимания Вселенной.
Взаимоотношения человека и мира в современной научной картине мира рассмотрены в рамках так называемой синергетической концепции, которая ориентирует человечество на гармоничное сосуществование с природой.
Сциентические направления современной западноевропейской философии
Психоанализ
Среди многочисленных школ и течений, входящих в сциентическое, т.е. ориентированное на науку, направление современной философии, выделяется школа психоанализа, основанная Зигмундом Фрейдом. Согласно Фрейду, психическую жизнь человека нельзя сводить к сознанию. В психике, помимо сознательных, протекают и бессознательные процессы. Бессознательное проявляет себя, когда человек совершает описки, оговаривается, видит странные сны и галлюцинации. По Фрейду, бессознательное имеет сексуальный характер. Подавление сексуальной энергии – либидо – с помощью внутренней цензуры приводит к формированию комплексов. Главными из них являются: у мальчиков - Эдипов комплекс – сексуальное влечение сына к матери и у девочек – комплекс Электры – влечение дочери к отцу.
Последователь Фрейда Карл Густав Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного». В противоположность индивидуальному бессознательному, наполненному болезненными реакциями-комплексами, Юнг открыл надындивидуальное психическое пространство – коллективное бессознательное, наполненное архетипами – различными образами, такими, как «матерь-земля», «демон», «мудрый старец». По Юнгу, существует прямая связь между бредовыми фантазиями пациентов и мифологическими сюжетами, которая свидетельствует о реальности архетипов. Отсюда швейцарский психолог делал вывод, что в древности психотерапевтические функции осуществлялись с помощью изложения мифов и культовых действий.
Феноменология
Одно из влиятельнейших направлений западноевропейской мысли – феноменология – замысливалась ее родоначальником Эдмундом Гуссерем в качестве базы подлинно научной философии, но позднее превратилась в идейное течение, альтернативное сциентическим учениям и школам. Гуссерль полагал, что научное познание имеет смыслоопределяющий характер, но для того, чтобы установить смысл той или иной предметности, необходимо обратиться к рассмотрению сферы, в которой предметы наделяются смыслом, т.е. к сознанию. Эта смыслонаделяющая способность сознания получила наименование интенциональности – направленности на предмет. В сознании предметы присутствуют в виде феноменов – изначально осмысленных явлений. Например, мы всегда отличаем один комплекс звуков от другого, определяя один как «музыку», а другой – как «крик». Таким образом, пути подлинного познания внешней предметности следует начинать с сознания.
Антисциентические направления современной западноевропейской философии
Экзистенциализм
Ученик Гуссерля М. Хайдеггер стал основоположником антисциентического направления западноевропейской философии – экзистенциализма. Данный термин происходит от латинского слова «экзистенция» - существование и используется Хайдеггером для обозначения человеческого способа существования. Применяя феноменологический метод, немецкий философ описывает не жизнь сознания, но бытие человека среди окружающих его людей и вещей. При этом он использует такие понятия – экзистенциалы, как «страх», «забота», «ужас» и др. В целом человеческое существование определяется Хайдеггером, как бытие-в-мире, а его смысл – как бытие-к-смерти. Если индивид имеет мужество быть перед лицом смерти, то он вырабатывает свой неповторимый стиль жизни – подлинную экзистенцию. Если он испытывает страх перед собственной смертью, то пытается его заглушить погруженностью в бесконечные дела и безумный образ жизни.
Философское творчество Хайдеггера породило два направления в экзистенциализме – религиозное и атеистическое. Религиозный экзистенциализм, представленный К. Ясперсом, выделяет три вида бытия: 1) бытие-в-мире, под которым понимается совокупность предметов и способы ориентации человека в ней; 2) экзистенцию – способ существования индивида, который находит свое адекватное выражение в философствовании. Последнее, в отличие от науки, порождает не «знание», но согласие с самим собой – «удовлетворенность»; 3) трансценденцию – способ бытия Бога, который охватывает как предметное, так и человеческое бытие. Мыслить трансценденцию адекватным способом нельзя, поэтому религиозное сознание заменяет ее рядом символов и рассматривает последние как нечто подобное вещам.
Атеистическое направление в лице А. Камю не отрицает существования бога, но полагает, что Его наличие ничего не меняет в человеческом бытии. Если Бог существует, то Он обладает разумом, но разум Бога неминуемо противоречит разуму человека. Такое несовпадение человеческой и божественной логики Камю называет абсурдом. Согласно Камю, человеческое существование получает осмысленность в борьбе с принципиальной абсурдностью бытия.
Постмодернизм
В настоящее время постмодернизм представляет, пожалуй, самое влиятельное направление в современной философии. При этом оно не поддается однозначному определению. Во многом это связно с тем, что постмодернизм представляет собой ряд направлений, действующих на базе основных направлений западно-европейской философии: феноменологии, экзистенциализма, структурализма, марксистской франкфуртской школы, аналитической философии, психоанализа. Общим для постмодернистских течений является то, что они используют ряд сходных методологических процедур, имеющих конечной целью критику как указанных направлений, так и западноевропейского способа мышления в целом. Поэтому данный феномен философской мысли получил наименование постмодернизма, что значит «следующий за современностью».
Одной из первых форм постмодернизма стал так называемый постструктурализм, сложившийся как реакция на идею и методологию лингвистического, антропологического и социокультурного структурализма. Под структурализмом обычно понимают теоретическое учение, распространившееся сначала в лингвистике, а затем в антропологии и других науках и ставящее своей целью изучение структур – закономерных взаимоотношений между различными элементами. Так, основатель структурной лингвистики Ф.де Соссюр рассматривал закономерности отношений между знаками в различных языковых системах, а французский антрополог К. Леви-Стросс исследовал правила родственных связей и социального устройства в первобытных обществах. Общий вывод многочисленных и разнообразных структуралистских исследований заключается в признании подчиненного положения человеческого индивида по отношению к различным языковым, социальным, бессознательным, мифологическим и иным структурам.
В противоположность структуралистам, постструктуралисты полагают, что в структурах помимо рационального момента присутствует иррациональный момент, который проявляется в таких феноменах, как случай, страсть, желание господства и т.д. Благодаря этому структуры могут разрушаться, перестраиваться и тем самым порождать в мире подлинное новое. Воплощением иррационального начала в мире является человек, который хотя и включен в структурные связи, но, тем не менее, способен их изменить.
По мнению французского постмодерниста Ж. Деррида, присутствие и рационального, и иррационального моментов в структурах выражается в наличии двух типов мышления – мышления тождества и мышления различия. Если первый из них концентрирует свое внимание на элементах структуры и благодаря этому формулирует вполне определенное знание, то второй – напротив, нацелен на установление различий между элементами и потому носит преимущественно критический и «игровой» характер. Современную культуру Деррида оценивает как господство первого типа мышления, выразившееся в излишнем «логоцентризме» западной цивилизации. Опасность апелляции к разуму Деррида видит в подавлении человеком своих желаний, творческих порывов и в подчинении их жестоким социальным и государственным структурам. Выход из создавшегося положения Дерида, как и другие постмодернисты, такие как М. Фуко, Ж. Делез, Ф. Гваттари, видит в так называемой деконструкции – особой мыслительной и социальной практике, нацеленной на разбор и переустройство самых различных структур с целью обретения человеком подлинной свободы и реализации своего творческого потенциала.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999 .
- 8.2 Философия досократиков
- 8.2.1 Античная картина мира
- 8.2.2. Милетская школа и Гераклит
- 8.2.3 Элейская школа
- 8.2.4 Пифагорейская школа
- 8.2.6 Демокрит
- 8.2.7 Учение софистов
- 8.3 Философское учение Сократа и Платона
- 8.3.1 Учение Сократа
- 8.3.2 Философское учение Платона
- 8.4 Метафизическое учение Аристотеля
- 9.1 Философия эпохи Средних веков
- 9.1.1 Средневековая картина мира
- 9.1.2 Патристика
- 9.1.3 Схоластика
- 9.2 Философия эпохи Возрождения
- 9.2.1 Картина мира эпохи Возрождения
- 9.2.2 Пантеизм Николая Кузанского
- 9.2.3 Философия Джордано Бруно
- Тема 10
- 10.1 Новоевропейская картина мира
- 10.2 Новоевропейский эмпиризм
- 10.2.1 Эмпиризм ф. Бэкона
- 10.2.2 Философия д. Локка
- 10.3 Новоевропейский рационализм
- 10.3.1 Рационализм р. Декарта
- 10.3.2 Философия г.В. Лейбница
- Тема 11
- 11.1 Картина мира эпохи Просвещения
- 11.2 Философия французского Просвещения
- 11.2.1 Антропология ж.О.Де Ламетри
- 11.2.2 Этика к.А. Гельвеция
- 11.3 Философия английского Просвещения
- 11.3.1 Спиритуализм Дж. Беркли
- 11.3.2 Скептицизм д. Юма
- Тема 12
- 12.1 Трансценденталистская картина мира
- 12.2 Философское учение и. Канта
- 12.2.1 Теоретическая философия и. Канта
- 12.2.2 Практическая философия и. Канта
- 12.3 Субъективный идеализм и.Г. Фихте
- 12.4 Абсолютный идеализм г.В.Ф. Гегеля
- Тема 13
- 13.1 Естественно-научная картина мира в XIX в.
- 13.2 Сциентические направления философии XIX в.
- 13.2.1 Первый и второй позитивизм
- 13.2.3 Неокантианство
- 13.3 Антисциентические направления философии XIX в.
- 13.3.1 Антропологический материализм л. Фейербаха
- 13.3.2 Философия жизни а. Шопегауэра
- 13.3.3 Философия жизни ф. Ницше
- Тема 14
- Тема 15
- 15.2 Русская философия XIX в.
- 15.2.1 Философия истории п.Я. Чаадаева
- 15.2.2 Социально-философские взгляды славянофилов
- 15.2.3 Философия всеединства Вл. Соловьева
- 15.3 Русская философия хх в.
- 15.3.1 Философия религии и культуры: с.Н. Булгаков, п.А. Флоренский, а.Ф. Лосев
- 15.3.2 Христианский экзистенциализм н.А. Бердяева
- 15.3.3 Диалектический материализм в России