Тема 15
Русская философия XIX-XX в.в.
(2 часа)
План
Философская мысль в России до XIX в.
Русская философия XIX в.
Русская философия XX в.
15.1.1Философская мысль в средневековой Руси.
Феодосий Печерский (1036 – 1074). Представитель Киево-Печерского монастыря. Одним из первых на Руси сформулировал концепцию «богоугодного властелина». Считал, что долг княжеской власти состоит в защите православия.
Нестор Летописец (XI- нач. XIIв.). Инок Печерского монастыря. Создатель «Повести временных лет». Обосновывает на историческом материале концепцию богоугодного властелина, раскрывает идею единства Руси на основе религиозной правды.
Илларион. Жил в одиннадцатом веке. Митрополит. Его труд: «Слово о законе и благодати». Обосновывал вселенское значение божественной благодати (духовный дар), которую можно приобрести независимо от национальной принадлежности. Благодать предполагает духовную свободу личности. Но духовная свобода, связанная с христианством, и истина, обретенная через благодать, требуют не только нравственно-индивидуальных усилий, но и государственных. Он выразил идеал Святой Руси – благочестие, сопряженное с властью.
Владимир Мономах (1053 – 1125). Его труд: «Поучение». Центральная идея – идея правды. Правда – то, что составляет идею законности власти (закон, правосудие). Но нравственный смысл этого понятия в «Поучении» гораздо шире: согласно правде властитель должен стать на защиту слабых. Власть не выводит того, кто ею наделен, из моральной сферы, а напротив, лишь усиливает его нравственную ответственность, необходимость жить по правде. Концепция власти Мономаха была полностью противоположна тому типу идеологий, которые санкционируют высшее право одних манипулировать судьбами других людей и народов.
Филофей . Старец Псковского Елизарова монастыря. Жил в шестнадцатом веке. Автор концепции «Москва – третий Рим». Эта знаменитая формула – еще одно историческое выражение древнерусского идеала Святой Руси – православной государственности.
Максим Грек (1470-1556). Прозвище - Философ. Автор многих трудов и переводов (с др. греческого и латинского языков). Он подчеркивал, что необходимо просвещение не только ума, но и сердца. Если сердце «суетно», то никакое познание истины не возможно. Сердце – символ цельности духовной жизни. Достичь чистоты сердца и ума позволяет любовь, которая «превыше всего», любовь к Богу и к ближнему.
15.1.2. Некоторые представители русской философской мысли XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. (1711 – 1765).Ученый-энциклопедист. Стоял на позициях деизма, когда за Творцом мира признают первотолчок, после которого природа живет по своим собственным законам. Опирался на теорию двойственности истины (разум и вера). Придерживался атомистического учения. В понимании соотношения материи и движения был механицистом.
Григорий Савич Сковорода (1722-1794). Внес вклад в христианское просвещение на Руси. Философия его сводилась к аллегорическому толкованию священного писания (аллегория – изображение отвлеченной идеи посредством образа, связь между значением и образом устанавливается посредством аналогии или смежности).
Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Его труды: «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке, его смертности, и бессмертии». В вопросе о смертности души занимал двойственную позицию.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999 .
- 8.2 Философия досократиков
- 8.2.1 Античная картина мира
- 8.2.2. Милетская школа и Гераклит
- 8.2.3 Элейская школа
- 8.2.4 Пифагорейская школа
- 8.2.6 Демокрит
- 8.2.7 Учение софистов
- 8.3 Философское учение Сократа и Платона
- 8.3.1 Учение Сократа
- 8.3.2 Философское учение Платона
- 8.4 Метафизическое учение Аристотеля
- 9.1 Философия эпохи Средних веков
- 9.1.1 Средневековая картина мира
- 9.1.2 Патристика
- 9.1.3 Схоластика
- 9.2 Философия эпохи Возрождения
- 9.2.1 Картина мира эпохи Возрождения
- 9.2.2 Пантеизм Николая Кузанского
- 9.2.3 Философия Джордано Бруно
- Тема 10
- 10.1 Новоевропейская картина мира
- 10.2 Новоевропейский эмпиризм
- 10.2.1 Эмпиризм ф. Бэкона
- 10.2.2 Философия д. Локка
- 10.3 Новоевропейский рационализм
- 10.3.1 Рационализм р. Декарта
- 10.3.2 Философия г.В. Лейбница
- Тема 11
- 11.1 Картина мира эпохи Просвещения
- 11.2 Философия французского Просвещения
- 11.2.1 Антропология ж.О.Де Ламетри
- 11.2.2 Этика к.А. Гельвеция
- 11.3 Философия английского Просвещения
- 11.3.1 Спиритуализм Дж. Беркли
- 11.3.2 Скептицизм д. Юма
- Тема 12
- 12.1 Трансценденталистская картина мира
- 12.2 Философское учение и. Канта
- 12.2.1 Теоретическая философия и. Канта
- 12.2.2 Практическая философия и. Канта
- 12.3 Субъективный идеализм и.Г. Фихте
- 12.4 Абсолютный идеализм г.В.Ф. Гегеля
- Тема 13
- 13.1 Естественно-научная картина мира в XIX в.
- 13.2 Сциентические направления философии XIX в.
- 13.2.1 Первый и второй позитивизм
- 13.2.3 Неокантианство
- 13.3 Антисциентические направления философии XIX в.
- 13.3.1 Антропологический материализм л. Фейербаха
- 13.3.2 Философия жизни а. Шопегауэра
- 13.3.3 Философия жизни ф. Ницше
- Тема 14
- Тема 15
- 15.2 Русская философия XIX в.
- 15.2.1 Философия истории п.Я. Чаадаева
- 15.2.2 Социально-философские взгляды славянофилов
- 15.2.3 Философия всеединства Вл. Соловьева
- 15.3 Русская философия хх в.
- 15.3.1 Философия религии и культуры: с.Н. Булгаков, п.А. Флоренский, а.Ф. Лосев
- 15.3.2 Христианский экзистенциализм н.А. Бердяева
- 15.3.3 Диалектический материализм в России