logo
философия список первоисточников озо

12.3 Субъективный идеализм и.Г. Фихте

Философия Фихте начинается с отказа от двух основных положений кантовского учения: от понятия вещи в себе и от критики умозрительного философствования.

Согласно Фихте, понятие вещи в себе бессмысленно. Если вещь в себе существует, то она присутствует в сознании и потому является не вещью в себе, а вещью для нас. Если же она не существует, то она не дана сознанию. Таким образом, все, что обладает наличием, существует только благодаря сознанию. Поэтому задача философии заключается в выведении основных определений бытия из разума, из Я. Но такое выведение как раз и будет умозрительным философствованием.

Согласно Фихте, Я представляет собой духовную субстанцию мира, которая порождает мир или не-Я, когда осознает самое себя и приходит к заключению, что Я есть Я. В этот миг возникает не-Я, так как Я должно себя от чего-то отличать. Но не-Я существует внутри Я, поэтому Я и является Абсолютом, т.е. все в себе содержащим началом. Осознание своей абсолютности приходит к Я только после длительной мыслительной деятельности, носящей противоречивый, диалектический характер.