9.2 Философия эпохи Возрождения
Основная задача, стоявшая перед средневековой философией в эпоху схоластики (от лат. схола - школа) заключалась в разработке целостного религиозно-философского мировоззрения, в рамках которого можно было бы ответить на все вопросы теоретического характера. В схоластической философии обычно выделяют реалистическое и номиналистическое направления, которые по-разному решали важнейшую для данной эпохи философскую проблему универсалий.
Под универсалиями понимались общие понятия, такие как «человек», «дом», «растение». При этом реалисты считали, что универсалии представляют собой самостоятельно существующие сущности вещей. В противоположность им номиналисты полагали, что общие понятия существуют только в человеческом разуме и представляют собой результат фиксации речью сходных признаков предметов.
Крупнейший представитель схоластики Фома Аквинский в вопросе об универсалиях занял срединную позицию. Согласно Аквинату, универсалии первоначально существуют в уме Бога, затем воплощаются в вещах, а затем отражаются в человеческом языке. По своей сути проблема универсалий представляла собой продолжение полемики Платона и Аристотеля о статусе идей. От решения этой проблемы зависел выбор формы постижения мира. Так, реалисты отстаивали умозрительный способ познания, тогда как номиналисты отдавали предпочтение познанию, основанному на чувственном опыте и человеческом рассудке.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999 .
- 8.2 Философия досократиков
- 8.2.1 Античная картина мира
- 8.2.2. Милетская школа и Гераклит
- 8.2.3 Элейская школа
- 8.2.4 Пифагорейская школа
- 8.2.6 Демокрит
- 8.2.7 Учение софистов
- 8.3 Философское учение Сократа и Платона
- 8.3.1 Учение Сократа
- 8.3.2 Философское учение Платона
- 8.4 Метафизическое учение Аристотеля
- 9.1 Философия эпохи Средних веков
- 9.1.1 Средневековая картина мира
- 9.1.2 Патристика
- 9.1.3 Схоластика
- 9.2 Философия эпохи Возрождения
- 9.2.1 Картина мира эпохи Возрождения
- 9.2.2 Пантеизм Николая Кузанского
- 9.2.3 Философия Джордано Бруно
- Тема 10
- 10.1 Новоевропейская картина мира
- 10.2 Новоевропейский эмпиризм
- 10.2.1 Эмпиризм ф. Бэкона
- 10.2.2 Философия д. Локка
- 10.3 Новоевропейский рационализм
- 10.3.1 Рационализм р. Декарта
- 10.3.2 Философия г.В. Лейбница
- Тема 11
- 11.1 Картина мира эпохи Просвещения
- 11.2 Философия французского Просвещения
- 11.2.1 Антропология ж.О.Де Ламетри
- 11.2.2 Этика к.А. Гельвеция
- 11.3 Философия английского Просвещения
- 11.3.1 Спиритуализм Дж. Беркли
- 11.3.2 Скептицизм д. Юма
- Тема 12
- 12.1 Трансценденталистская картина мира
- 12.2 Философское учение и. Канта
- 12.2.1 Теоретическая философия и. Канта
- 12.2.2 Практическая философия и. Канта
- 12.3 Субъективный идеализм и.Г. Фихте
- 12.4 Абсолютный идеализм г.В.Ф. Гегеля
- Тема 13
- 13.1 Естественно-научная картина мира в XIX в.
- 13.2 Сциентические направления философии XIX в.
- 13.2.1 Первый и второй позитивизм
- 13.2.3 Неокантианство
- 13.3 Антисциентические направления философии XIX в.
- 13.3.1 Антропологический материализм л. Фейербаха
- 13.3.2 Философия жизни а. Шопегауэра
- 13.3.3 Философия жизни ф. Ницше
- Тема 14
- Тема 15
- 15.2 Русская философия XIX в.
- 15.2.1 Философия истории п.Я. Чаадаева
- 15.2.2 Социально-философские взгляды славянофилов
- 15.2.3 Философия всеединства Вл. Соловьева
- 15.3 Русская философия хх в.
- 15.3.1 Философия религии и культуры: с.Н. Булгаков, п.А. Флоренский, а.Ф. Лосев
- 15.3.2 Христианский экзистенциализм н.А. Бердяева
- 15.3.3 Диалектический материализм в России