logo
философия список первоисточников озо

9.2.2 Пантеизм Николая Кузанского

Одним из крупнейших представителей философии начала эпохи Возрождения был кардинал римско-католической церкви, немец по происхождению Николай Кузанский. Согласно Николаю Кузанскому, мир и Бог находятся в особой, диалектической связи друг с другом и потому между ними нет «непроходимой пропасти», как утверждали средневековые схоласты. Мир представлялся Кузанцу в виде бесконечности определенных вещей – абсолютного минимума, противоположного Богу – абсолютному максимуму. Разница между миром и Богом состоит в том, что в Боге вещи находятся в сжатом, неопределенном, а в мире – в развернутом, оформленном виде. Отсюда Кузанец делает вывод, что абсолютный минимум и абсолютный максимум совпадают в вечности.

Отсюда Николай Кузанский делает вывод, что нет принципиального различия между религией и научным познанием. Так, религия описывает мир таким, каким он предстает в вечности, а наука – его явленность во времени и пространстве. Вместе с тем, данные науки не противоречат религии; пытаясь постигнуть мир конечных вещей, она доказывает бесконечность познания, т.е. непознаваемость Абсолютного – Бога. Тем самым, «неспотижимое» - Бог – постигается путем его недостижения.