11.3.1 Спиритуализм Дж. Беркли
Пожалуй, самым оригинальным философом эпохи Просвещения следует признать английского мыслителя Джорджа Беркли, учение которого вступило в прямое противоречие с основными идеями своего времени. Будучи епископом англиканской церкви, Беркли поставил перед собой задачу опровергнуть материализм, получивший большое распространение в научных и интеллектуальных кругах Западной Европы. Свою критику материализма Беркли начинает с утверждения, что материя как основание воспринимаемых человеком вещей сама в восприятии не дана. Поэтому материю следует признать не реальным явлением, а абстрактным понятием. Материя как абстрактное понятие не может существовать в объективной реальности, поскольку все абстракции являются отражениями конкретных вещей. Так, когда говорится о «треугольнике» вообще, то представляется вполне конкретный треугольник. Поэтому «материя» - это лишь термин, наименование вещей.
Сами вещи – это совокупности ощущений – цвета, вкуса, звука и осязания. На основании того, что ощущения существуют в сознании человека, Беркли приходит к утверждению: «быть – значит, быть воспринятым». Но так как существование материи отвергается, а вещи признаются совокупностью ощущений, то возникает вопрос: что же дано в восприятии. Окружающий мир представляется Беркли в виде иллюзии, имеющей, тем не менее, принудительный для человеческого сознания характер. Принудительность восприятий раскрывается в их подчинении закономерностям и причинно-следственным связям. По Беркли, это свидетельствует о том, что за восприятиями скрывается Божественный разум. Таким образом, весь мир представляется существующим на стыке божественного и человеческого сознания. Мир – это тот способ, которым конечный дух (человек) может воспринять бесконечный дух (Бог). Учение о духовной природе мира получило наименование спиритуализма (от лат. спиритус - дух).
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999 .
- 8.2 Философия досократиков
- 8.2.1 Античная картина мира
- 8.2.2. Милетская школа и Гераклит
- 8.2.3 Элейская школа
- 8.2.4 Пифагорейская школа
- 8.2.6 Демокрит
- 8.2.7 Учение софистов
- 8.3 Философское учение Сократа и Платона
- 8.3.1 Учение Сократа
- 8.3.2 Философское учение Платона
- 8.4 Метафизическое учение Аристотеля
- 9.1 Философия эпохи Средних веков
- 9.1.1 Средневековая картина мира
- 9.1.2 Патристика
- 9.1.3 Схоластика
- 9.2 Философия эпохи Возрождения
- 9.2.1 Картина мира эпохи Возрождения
- 9.2.2 Пантеизм Николая Кузанского
- 9.2.3 Философия Джордано Бруно
- Тема 10
- 10.1 Новоевропейская картина мира
- 10.2 Новоевропейский эмпиризм
- 10.2.1 Эмпиризм ф. Бэкона
- 10.2.2 Философия д. Локка
- 10.3 Новоевропейский рационализм
- 10.3.1 Рационализм р. Декарта
- 10.3.2 Философия г.В. Лейбница
- Тема 11
- 11.1 Картина мира эпохи Просвещения
- 11.2 Философия французского Просвещения
- 11.2.1 Антропология ж.О.Де Ламетри
- 11.2.2 Этика к.А. Гельвеция
- 11.3 Философия английского Просвещения
- 11.3.1 Спиритуализм Дж. Беркли
- 11.3.2 Скептицизм д. Юма
- Тема 12
- 12.1 Трансценденталистская картина мира
- 12.2 Философское учение и. Канта
- 12.2.1 Теоретическая философия и. Канта
- 12.2.2 Практическая философия и. Канта
- 12.3 Субъективный идеализм и.Г. Фихте
- 12.4 Абсолютный идеализм г.В.Ф. Гегеля
- Тема 13
- 13.1 Естественно-научная картина мира в XIX в.
- 13.2 Сциентические направления философии XIX в.
- 13.2.1 Первый и второй позитивизм
- 13.2.3 Неокантианство
- 13.3 Антисциентические направления философии XIX в.
- 13.3.1 Антропологический материализм л. Фейербаха
- 13.3.2 Философия жизни а. Шопегауэра
- 13.3.3 Философия жизни ф. Ницше
- Тема 14
- Тема 15
- 15.2 Русская философия XIX в.
- 15.2.1 Философия истории п.Я. Чаадаева
- 15.2.2 Социально-философские взгляды славянофилов
- 15.2.3 Философия всеединства Вл. Соловьева
- 15.3 Русская философия хх в.
- 15.3.1 Философия религии и культуры: с.Н. Булгаков, п.А. Флоренский, а.Ф. Лосев
- 15.3.2 Христианский экзистенциализм н.А. Бердяева
- 15.3.3 Диалектический материализм в России