70. Техника и ее основные концепции исторического развития.
Термин техника происходит от древнегреческого слова и понимается очень широко - от умения ремесленника до мастерства в области высокого искусства. К области техники относили земледелие и охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.д. Аристотель рассматривал понятие техники в работе «Никомахова этика» и обращал внимание на различие техники и других видов знания, таких как эмпирическое знание и теоретическое знание.
Знание в широком смысле слова означает обращение к неведомому, ранее неизвестному. Техника представляет собой область знания , непосредственно связанную с человеческой деятельностью. Особенности технического знания заключаются в следующем:
Во-первых, в отличие от теоретического знания , обращенного к объективно существующему, техническое знание можно определить как знание о производящем. Предмет технического знания - это область создаваемого, находящегося в процессе становления, обретающего свое существование.
Во-вторых, техническое знание представляет собой как бы связующее звено между опытным знанием и знанием теоретическим. В техническом знании четко органически соединяются экспериментальные данные, четко сформулированные задачи , достаточно обоснованные рассуждения.
В-третьих, техническое знание направлено на производство и конструирование. Процесс производства в техническом знании включает в себя такие этапы, как мысленное конструирование объекта, создание проекта, разработка конструкции.
В четвертых, в отличие от природы техника способна моделировать и совершенствовать то, что ею создается, причем совершенствовать исходя из потребностей человека.
В Новое время «термин» техника означает совокупность .сех тех средств и процедур и действий , которые относятся к искусному производству всякого рода, но прежде всего - производству орудий труда и машин.
До ХУП века техника оставалась в рамках того, что было сравнительн< соразмерно человеку, доступно его образованию. То, что делалось, производилось мускульной силой человека с привлечением силы животных, силы натяжения, огня, ветра, воды и не выходило за пределы естественной среды человека. Все изменилось с конца ХУШ века. Именно тогда произошел скачок, охватив всю техническую сторону человеческой жизни в целом. Поворотным пунктом стало открытие первого двигателя (1776 г), вслед за этим появился универсальный двигатель - электромо" эр или динамомашина (1867). Древней технике теперь противостояла современная энергетика. Теперь в распоряжении человека оказалась совершенно новая сила, которую, как сначала казалось, можно увеличивать до бесконечности.
Необходимой предпосылкой новой технической реальности стали в первую очередь электричество и химия.
Таким образом, в современном понимании техника в широком смысле слова представляет собой:
1. область знания, выступающего в качестве связующего звена между эмпирическим и теоретическим знанием;
2. область человеческой деятельности, направленную на изменение природы и господство над ней в соответствии с потребностями человека;
3. совокупность умений и навыков, составляющие профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности
Существует и другой подход к вопросу о развитии техники. Американский философ и социолог Мамфорд полагал,, что точкой отсчета современной техники можно считать начало второго тысяч
Опираясь на опыт европейской истории, Мамфорд выделяет три технических эпохи:
1 .Эотехническая (1000-1750) имеет в своей основе технологию воды и дерева.
2.Палеотехническая - от второй половины ХУШ века до середины XX века. Она опирается на комплекс угля и железа.
3. неотехническая - современная. Она использует
комплекс электричества и сплавов.
Таким образом, в основу периодизации положен используемый в технике основной вид энергии и то вещество, которое занимает центральное место. Отношение человека к миру техники неоднозначно. От Аристотеля до наших дней весьма распространены взгляды , которые получили название «технофобия». Например, древние китайские старцы предпочитали носить воду из реки в бадейке, а не пользоваться техническим приспособлением -колесом для водочерпания. Они мотивировали свои действия тем, что используя технику, попадаешь от нее в зависимость т утрачиваешь свободу действий. История знала и так называемых луддитов, разрушителей станков в конце 18 начале 19 веков, которые видели в машинах источник своих бед.
Мыслители разных направлений высказывали свои опасения о возможности выхода техники из под контроля людей. О. Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек - властелин мира - стал рабом техники.
С другой стороны, возникает другое направление, получившее название техницизм. Возникает концепция так называемой киборгизации, согласно которой в будущем человек должен отказаться от своего тела. Современных людей заменят киборги, в которых живое в совокупности с техникой даст новый сплав.
Для техницизма характерно стремление разрешать любые проблемы (мировоззренческие, политические, педагогические) по образцу
технического знания, о чем свидетельствует выражение - «это только дело техники»
Стремительное развитие техники опережает приспособительные возможности человека, массовое количество технических приспособлений, их внедрение в производство и быт опережают интеллектуальный уровень и нравственный уровень массового сознания. Забитость техникой умножает катастрофы, аварии.
В начале XXI века человечество оказалось перед необходимостью решения проблем мирового порядка: загрязнение окружающей среды, невосстановимое исчерпание природных ресурсов , нарушение баланса в рождаемости и смертности, опасность радиоактивной катастрофы и т.д.
В 1972 году стало сенсационным опубликование работы «Пределы роста», которую подготовили члены так называемого Римского клуба -всемирной международной организации, которая возникла в 1968 году. Содержащиеся в докладе оценки и расчеты приводили к выводу, что человечество уверенно идет навстречу глобальной катастрофе, избегнуть которую можно ограничив рост производства, добычу и производство природных ресурсов. Пределы роста показали, что рост не может продолжаться до бесконечности. Настало время, когда человечество должно отказаться от количества в пользу качества. Но помочь осуществить планы спасения человечества могут во-первых, солидарные действия всего человечества и во-вторых, усилия науки по поиску путей выхода из тупика Поэтому вторым вопросом является вопрос о науке.
- 1)Фил-я как мировоззрение.
- 2)Структура фил.Знания
- 3)Функции философии
- 5)Метафизика
- 7)Идеи философии Др. Китая
- 8. Основные направления древнеиндийской философии
- 9. Философия конфуция
- 10. Основные идеи философии даосизма
- 11. Осовные характеристики древнегреческой философии
- 12. Милетская школа древнегреческой философии
- 13. Основные характеристики эллейской философии
- 14. Философия сократа
- 15)Философия Платона
- 16) Вклад Аристотеля в развитие мировой философии
- 2. Философию Аристотель делил на три вида:
- 8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
- 17)Философия Эпикура
- 18)Особенности скептицизма как течения древнегреческой философии
- 19)Основные положения стоицизма как направления древнегреческой философии
- 20)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.
- 21)Основные черты средневековой философии.
- 26. Книга «Философия»,Спиркин,стр.106
- 28.Книга «Философия»,Спиркин,стр.108
- 36 Проблема бытия в философии
- 37 Многообразие форм бытия
- 38 Пространство и время как атрибуты материи
- 39 Проблема движения в философии. Состояния и формы движения.
- 40 Исторические формы и принципы диалектики философия. Метафизика и ее роль в познании
- 41 Закон перехода количественных изменений в качественные
- 42 Закон единства и борьбы противоположностей
- 43 Закон отрицания отрицания
- 44 Категории причины и следствия.
- 45 Необходимость и случайность
- 46 Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 47 Единичное, особенное, общее.
- 48 Объективная и субъективная диалектика
- 49 Детерминизм и индетерминизм
- 54. Антропосоциогенез.
- 58 Сознание и бессознательное.
- 59 Проблема познания в философии
- 60 Чувственное и рациональное познание и их основные формы
- 61 Интуиция как особый род познания
- 62 Философское учение о знании.
- 63 Проблема истины.
- 64. Формы истины. Догмитизм и релитивизм.
- 65. Заблуждение и ложь. Их источники
- 66. Философские. Общенаучные и частные методы познания.
- 67. Критерии истины.Роль практики в познании
- 68. Логическая культура мышления
- 69. Наука как общественное явление.Научные революции и смена
- 70. Техника и ее основные концепции исторического развития.
- 71. Понятие информационного общества и его характеристики.
- 72. Глобальные проблемы современности
- 73. Философия блаженного августина
- 74. Философское воззрение фомы аквинского