Понятие метода.
Метод – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-пер-вых, следование им – необходимое условие получения достоверного результата. Во-вторых, они выступают как средство социального контроля в рамках научного сообщества.
Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д.
Методы образуют основу учения, которое называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание.
В структуре метода центральное место занимают правила – предписания, устанавливающие порядок действий на пути к определенной цели.
Философское содержание метода составляют положения онтологии и теории познания, антропологии, логики, этики, эстетики, аксиологии. Философия помогает определить правильное направление исследования, т.е. на уровне философской методологии формируется мотивация научно-исследовательской деятельности.
Познавательные методы разделяют на две группы: 1) общелогические – присущие познанию в целом как на обыденном, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование); 2) приводящие к научному познанию. Последние по отношению к опыту делятся на эмпи-рические (наблюдение, эксперимент, измерение, описание) и теоретические (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы).
- Предмет, стр-ра, спец-ка ф.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мир-е на рубеже 20-21 вв.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая.
- Античная философия.
- Философия средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Немецкая классическая философия.
- Философия марксизма.
- Неклассическая философия.
- Аналитическая философия
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-20 вв.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, ее духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- Виртуальная реальности
- Индивидуальное и общественное сознание
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира.
- Концепции истины.
- Философия науки, ее структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания.
- Теоретический уровень познания.
- Понятие метода.
- Наука и инновационная деятельность в рб.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические и духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технические отношения.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение.
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности.
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Философия безопасности.
- Философия техники и область ее исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Глобализация социальных процессов.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.