Аргументация контекстуальная
- аргументация, эффективность которой ограничена лишь некоторыми аудиториями. Контекстуальные способы аргументации включают аргументы к традиции и авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу и др. А. к. противопоставляется универсальной аргументации, применимой в любой аудитории. К универсальной аргументации относятся прямая и косвенная эмпирическая аргументация, дедуктивная аргументация, системная аргументация, методологическая аргументация и др. Граница между А. к. и универсальной аргументацией относительна. Способы аргументации, являющиеся по идее универсально приложимыми, напр. доказательство, могут оказаться неэффективными в конкретной аудитории. И наоборот, некоторые контекстуальные аргументы, подобные аргументам к традиции или интуиции, могут казаться убедительными едва ли не в любой аудитории. Ошибкой было бы характеризовать А. к. как нерациональную или даже как иррациональную. Различение «рационального» и «нерационального» по способам аргументации не является оправданным. Оно резко сужает сферу рационального, исключая из нее большую часть гуманитарных и практических рассуждений, немыслимых без использования «классики» (авторитетов), продолжения традиции, апелляции к здравому смыслу и вкусу, и т. п. Понимание той конечности, которая господствует над человеческим бытием и истори-
[31]
ческим сознанием, предполагает принятие А.к. как необходимого составного элемента рациональной аргументации.
Из А. к. наиболее употребительным и наиболее значимым является аргумент к традици и . В сущности, все иные контекстуальные аргументы содержат в свернутом виде ссылку на традицию; чувствительность аудитории к приводимым аргументам также в значительной мере определяется теми традициями, которые она разделяет. Влияние традиции на эффективность аргументации связано с тем, что традиция закрепляет те наиболее общие допущения, в которые нужно верить, чтобы аргумент казался правдоподобным, создает ту предварительную установку, без которой он утрачивает свою силу.
Традиция представляет собой анонимную, стихийно сложившуюся систему образцов, норм, правил и т. п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Наиболее широкие традиции, охватывающие все общество в определенный период е'го развития, как правило, не осознаются как таковые теми, кто следует им. Особенно наглядно это проявляется в т.наз. «традиционном обществе», где традициями определяются все сколь-нибудь существенные стороны социальной жизни. Традиции носят отчетливо выраженный двойственный, описательно-оценочный характер. В них аккумулируется предшествующий опыт успешной деятельности, и они оказываются своеобразным его выражением. С другой стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Традиция является тем, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает пребывание его в историческом времени, присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое и будущее. Традиция завоевывает свое признание, опираясь прежде всего на познание, и не требует слепого повиновения. Она не является также чем-то подобным природной данности, ограничивающей свободу действия и не допускающей критического обсуждения; традиция — это точка пересечения человеческой свободы и человеческой истории^Противопоставление традиции и разума должно учитывать, что разум не является неким изначальным фактором, призванным играть роль беспристрастного и безошибочного судьи. Разум складывается исторически, и рациональность может рассматриваться как одна из традиций.
Аргумент к традиции неизбежен во всех тех рассуждениях, включая и научные, в которые входит «настоящее» как тема обсуждения или как один из факторов, определяющих позицию исследователя.
[32]
Аргументу к традиции близок аргумент к авторитету — ссылка на мнение или действие лица, хорошо зарекомендовавшего себя в данной области своими суждениями или поступками.
Интуитивная аргументация представляет собой ссылку на непосредственную, интуитивную очевидность выдвигаемого положения. Очень велика роль интуиции и, соответственно, интуитивной аргументации в математике и логике. Существенное значение имеет интуиция в моральной жизни, в историческом и вообще в гуманитарном познании. Художественное мышление вообще не мыслимо без интуиции. Интуитивная аргументация в чистом виде является тем не менее редкостью. Обычно для найденного интуитивного результата подыскиваются задним числом основания, кажущиеся более убедительными, чем ссылка на его интуитивную очевидность. Интуиция никогда не является окончательной, и ее результат подлежит критическому анализу. Даже в математике интуиция не всегда является ясной: высшую степень очевидности имеют утверждения типа 2 + 2 = 4, но уже 1002+ 2 = 1004 имеет более низкую степень и доказывается не фактическим подсчетом, а с помощью рассуждения. Интуиция может просто обманывать. На протяжении большей части XIX в. математики были интуитивно убеждены, что любая непрерывная функция имеет производную, но Вейерштрасс доказал существование непрерывной функции, ни в одной точке не имеющей производной. Математическое рассуждение исправило интуицию и дополнило ее. Интуиция меняется со временем и в значительной мере является продуктом культурного развития и успехов в дискурсивном мышлении. Интуиция Эйнштейна, касающаяся пространства и времени, явно отличалась от соответствующей интуиции Ньютона или Канта. Интуиция специалиста, как правило, превосходит интуицию дилетанта.
Интуиции близка вера — глубоко искреннее, эмоционально насыщенное убеждение в справедливости какого-то положения или концепции. Если интуиция — это непосредственное усмотрение истины и добра, то вера — непосредственное тяготение к тому, что представляется истиной или добром. Как и интуиция, вера субъективна и меняется от человека к человеку. В разные эпохи предметом искренней веры были диаметрально противоположные воззрения. То, во что когда-то свято веровали все, спустя время большинству уже представлялось наивным предрассудком. В зависимости от способа, каким оправдывается вера, различают рациональную и нерациональную веру. Последняя служит оправданием самой себе. Сам факт веры считается достаточным для ее оправдания. Ссылка на твердую веру, решительную убеж-
[33]
денность в правильности к.-л. положения может использоваться в качестве аргумента в пользу принятия этого положения. Однако аргумент к вере кажется убедительным и веским, как правило, лишь тем, кто разделяет эту веру или склоняется к ее принятию. Другим аргумент к вере может казаться субъективным и почти что пустым: верить можно и в самые нелепые утверждения. Тем не менее встречаются ситуации, когда аргумент к вере оказывается едва ли не единственным, — ситуации радикального инакомыслия, непримиримого «разноверия». Обратить инакомыслящего разумными доводами невозможно. В таком случае остается только крепко держаться за свою веру и объявить противоположные взгляды еретическими, безумными и.т. п. Там, где рассуждения и доводы бессильны, выражение твердой, неотступной убежденности может сыграть со временем какую-то роль. Аргумент к вере только в редких случаях выступает в явном виде. Обычно он подразумевается, и только слабость или неотчетливость приводимых прямо аргументов косвенно показывает, что за ними стоит неявная апелляция к вере.
Здравый смысл можно охарактеризовать как общее, присущее каждому человеку чувство истины и справедливости, даваемое опытом жизни. В своей основе здравый смысл не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности. Аргумент к здравому смыслу является одним из наиболее употребительных в А. к. Существенное значение этому аргументу придает современная философская герменевтика, выступающая против его интеллектуализации и сведения его до уровня простой поправки: то, что в чувствах, суждениях и выводах противоречит здравому смыслу, не может быть правильным. Здравый смысл приложим прежде всего в общественных, практических делах. Он судит, опираясь не на общие предписания разума, а скорее на убедительные примеры. Решающее значение для него имеют история и опыт жизни. Здравому смыслу нельзя выучить, в нем можно только упражняться. Апелляция к здравому смыслу неизбежна в гуманитарных науках, вплетенных в историческую традицию и являющихся не только ее пониманием, но и ее продолжением. Обращение к здравому смыслу довольно редко и ненадежно в естественных науках, стремящихся абстрагироваться от своей истории и вынести ее за скобки.
Аргумент к вкусу представляет собой обращение к ч у в с т в у вкуса, имеющемуся у аудитории и способному склонить ее к принятию выдвинутого положения. Вкус касается только совер-
[34]
шенства каких-то вещей и опирается на непосредственное чувство, а не на рассуждение. Кант характеризовал вкус как «чувственное определение совершенства». Понятие вкуса первоначально было моральным и лишь впоследствии его употребление сузилось до эстетической сферы «прекрасной духовности». Хороший вкус не является полностью субъективным, он предполагает способность к дистанции относительно себя самого и групповых пристрастий. Можно отдавать чему-то предпочтение, несмотря на то, что это одновременно не принимается собственным вкусом. Принцип «О вкусах не спорят» не является верным в своей общей формулировке. Споры о вкусах достаточно обычны, эстетика и художественная критика состоят по преимуществу из таких споров. О вкусах можно спорить, но лишь с намерением добиться не истины, а победы, т. е. утверждения своей системы оценок, причем спорить не только некорректно, софистически, но и вполне корректно. Аргумент к моде является частным случаем аргумента к вкусу. Вкус несет на себе отпечаток общности социальной жизни и изменяется вместе с ее изменением. Суждения вкуса, относящиеся к разным эпохам или к разным обществам, обычно оказываются несовместимыми друг с другом.
- Можно сразу проверить наличие шрифта для символов логики Symbol
- Словарь по логике
- 4306010000-112 И———————— Без объявл. 14к(03)-97
- Вопрос 59
- От редакции
- Абсолютизация
- Абсолютные и сравнительные модальности
- Абстрактный предмет (англ. - abstract entity)
- Абстракция (от лат. Abstractio — отвлечение)
- Абсурд (от лат. Absurdus — нелепый, глупый)
- Автомат (от греч. Automatos — самодействующий)
- Автонимное употребление выражений (от греч. Autos-сам, опота — имя)
- Аксиологическая модальность (от греч. Axios - ценный, logos — понятие, учение), или: Оценочная модальность,
- Аксиома (от греч. Axioma — значимое, принятое положение)
- Аксиоматический метод
- Аксиоматическое определение
- Алгебра буля
- Алгоритм (алгорифм)
- Алогизм (от греч. А — не, logos — разум)
- Амфиболия (от греч. Amphibolia — двусмысленность, двойственность)
- Анализ и синтез. А. (от греч. Analysis - разложение)
- Аналитические и синтетические суждения (в логике).
- Аналогия (от греч. Analogia — соответствие)
- Метафора,
- Антецедент и консеквент (от лат. Antecedent - предшествующий, предыдущий и consequens — следствие)
- Антиномия (от греч. Antinomia - противоречие в законе)
- Антиномия рассела
- Антитезис (от греч. Antithesis — противоположение)
- Аподиктический (от греч. Apodeiktikos — доказательный, убедительный)
- Апория (от греч. Aporia — затруднение, недоумение)
- Аргумент (лат. Argumentum)
- Аргументации теория
- Аргументация (от лат. Argumentatio - приведение аргументов)
- Аргументация контекстуальная
- Аргументация теоретическая
- Аргументация эмпирическая
- Аргумент к авторитету (от лат. I pse dixit - сам сказал)
- Аргумент к аудитории
- Аргумент к жалости
- Аргумент к незнанию, или невежеству,
- Аргумент к силе («палочный» довод)
- Аргумент к скромности
- Аргумент к тщеславию
- Ассерторический (от лат. Asserto - утверждаю)
- Бессмысленное
- «Бритва оккама»
- Вербальное определение
- Верификация (от лат. Verificatio — доказательство, подтверждение)
- Вероятностная логика
- Вероятность
- Возможность логическая
- Возражение
- Вопросов логика, или: Эротетическая, интеррогативная логика,
- Вывод логический
- Высказывание
- Высказывание дескриптивное (от англ. Description - описание), или: Высказывание описательное,
- Высказывание категорическое
- Высказывание (предложение) контрфактическое (от лат. Contra — против, factum — событие)
- Герменевтика (от греч. Hermeneuo - разъясняю, истолковываю)
- Гёделя теорема
- Гипостазирование (от греч. Hypostasis - сущность, субстанция)
- Гипотеза (от греч. Hipothesis - основание, предположение)
- Гипотетико-дедуктивный метод
- Гипотетическое утверждение
- Гомоморфизм, изоморфизм
- Двойного отрицания закон, см.: Закон двойного отрицания. Двузначная логика
- Двузначности принцип
- Дедукция (от лат. Deductio — выведение)
- Деление логическое
- Денотат (от лат. Denoto — обозначаю), или: Десигнат, предметное значение,
- Деонтическая логика (от греч. Deon — долг, правильность),
- Деонтическая модальность (от греч. Deon - долг, правильность),
- Дескрипция определенная (от лат. Descriptio - описание)
- Диаграммы венна
- Диалектическая логика
- Дизъюнктивный силлогизм, см.: Модус понендо толленс. Модус толлендо поненс. Дизъюнкция (от лат. Disjunctio — разобщение, различение)
- Дилемма (от греч. Di(s) - дважды и lemma - предположение)
- Дискурсивный (от лат. Discursus — рассуждение, довод, аргумент)
- Дискуссия (от лат. Discussio — рассмотрение, исследование)
- Дистрибутивные и коллективные свойства. Д. С.
- Дихотомия (от греч, dicha и tome - рассечение на две части)
- Доказательство
- Доказательство конструктивное, см.: Конструктивная логика. Доказательство от противного, см.: Косвенное доказательство. Доказательство по случаям, или: Доказательство разбором случаев,
- Доказуемость, см.: Доказательство. Дополнение к множеству
- Достаточного основания принцип
- Достаточное условие, см.: Условное высказывание. Достоверность
- Заблуждение
- Закон ассоциативности (от лат. Associatio — соединение)
- Закон гипотетического силлогизма
- Закон двойного отрицания
- Закон де моргана
- Закон дистрибутивности (от англ. Distribution - распределение, размещение)
- Закон дунса скота
- Закон импортации, см.: Закон экспортации — импортации. Закон исключенного третьего
- Закон клавия
- Закон коммутативности (от лат. Commutatio - изменение, перемена)
- Закон коммутации (от лат. Commutatio - изменение, перемена)
- Закон композиции (от лат. Compositio — сочинение, составление)
- Закон косвенного доказательства
- Закон логики, см.: Логический закон. Закон мышления - термин традиционной логики,
- Закон противоречия, см.: Непротиворечия закон. Закон экспортации - импортации (от лат. Exportare -вывозить, importare — ввозить)
- Значение
- Идеализация
- Идемпотентности закон (от лат. Idempotens - сохраняющий ту же степень)
- Иллюстрация (от лат. Illustratio - прояснять)
- Импликация (от лат. Implicatio - сплетение, от implico — тесно связываю)
- Импликация материальная - импликация в трактовке логики классической.
- Индивид (от лат. Individuum - неделимое)
- Индуктивная логика
- Индуктивное определение
- Индукции каноны (от греч. Canon — правило, предписание)
- Метод единственного сходства:
- Метод сопутствующих изменений:
- Метод остатков.
- Индукция (от лат. Inductio - наведение)
- Индукция математическая, полная математическая индукция
- Индукция неполная
- Индукция полная
- Индукция популярная
- Интенсионал и экстенсионал
- Интерпретация (от лат. Interpretatio - разъяснение, истолкование)
- Интерсубъективный (от лат. Inter - между)
- Интуитивная логика
- Интуиционизм
- Интуиционистская логика
- Интуиция (от лат. Intuitio — пристальное, внимательное всматривание, созерцание)
- Иррациональное (от лат. Irrationalis - неразумный, бессознательный)
- Исключенного третьего закон, см.: Закон исключенного третьего. Искусственный интеллект
- Истинностное значение
- Исчисление
- Кавычки
- Категорическое суждение
- Категория (от греч. Kategoria - высказывание, обвинение, признак)
- Каузальная модальность, см.: Онтологическая модальность. Класс, множество (в логике и математике)
- Классификация
- Классическая логика, см.: Логика классическая. Конвенция (от лат. Conventio - соглашение)
- Коннотация (от лат. Connotatio — добавочное значение)
- Конструктивная логика
- Контекст (от лат. Contextus — сцепление, соединение, связь)
- Контекстуальное определение, см.: Определение контекстуальное. Контрадикторная противоположность (от лат. Contradictorius — противоречащий)
- Контрапозиции закон
- Контрарная противоположность (от лат. Contrarius - противоположный)
- Концепт (от лат. Conceptus— понятие)
- Конъюнкция (от лат. Conjunctio - союз, связь)
- Косвенное доказательство
- Круг в доказательстве (лат. — circulus in demonstrando)
- Круг в определении
- Лемма (от греч. Lemma — предположение)
- «Лжеца» парадокс
- Логика (от греч. Logos — слово, понятие, рассуждение, разум), или: Формальная логика,
- Логика времени, или: Временная логика,
- Логика высказываний, или: Пропозициональная логика,
- Логика дедуктивная, см.: Дедукция. Логика изменения
- Логика квантовой механики
- Логика классическая
- Логика классов
- Логика комбинаторная (от лат. Combinare — соединять, сочетать)
- Логика многозначная, см.: Многозначная логика. Логика научного познания, или: Логика науки,
- Логика неклассическая
- Логика норм, см.: Деонтическая логика. Логика отношений
- Логика предикатов, или: Функциональная логика, теория квантификации, кванторная логика,
- Логика традиционная, см.: Традиционная логика. Логика эпистемическая (от греч. Episteme - знание)
- Математическая логика
- Материальная суппозиция, см.: Суппозиция. Метаматематика
- Метатеория (от греч. Meta - после, за, позади)
- Метафора (от греч, metaphora - перенос, образ)
- Метаязык (от греч. Meta - после, за, позади)
- Метод (от греч. Methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения)
- Методологическая аргументация
- Методология науки
- Многозначная логика
- Многозначности принцип, см.: Принцип многозначности. Многозначность
- Множеств теория
- Модальная логика
- Модальность (от лат., modus — мера, способ)
- Модель (от лат. Modulus — мера, образец, норма)
- Модель семантическая
- Модус (лат. Modus - мера, способ, образ, вид)
- Модус понендо толленс (лат. Modus ponendo tollens)
- Модус поненс (лат. Modus ponens)
- Модус толлендо поненс (лат. Modus tollendo ponens)
- Модус толленс (лат. Modus tollens)
- Мышление
- «Не вытекает», «не следует» (лат. Поп sequitur)
- «Недоказанное основание» доказательства
- Независимость (в логике и математике)
- Неклассическая логика, см.: Логика неклассическая. Необходимость (логическая)
- Необходимые и достаточные условия (в логике и математике)
- Непосредственное умозаключение (в традиционной логике)
- Неправильное умозаключение, см.: Умозаключение.
- Непредикативное определение
- Непротиворечивость
- Непротиворечия закон
- Несобственные символы, см.: Символы собственные и несобственные.
- Нечеткое множество
- Неясность
- Номологическое высказывание (от греч. Nomos - закон, logos — учение, понятие)
- Обобщение (лат. Generalisatio)
- Обозначения отношение
- Обоснование
- Обоснование оценок
- Образец
- Обращение (лат. Conversio)
- Общее понятие, см.: Понятие. Общее суждение, см.: Суждение. Объединение (сложение) классов (множеств)
- Объективность
- Объектный (предметный) язык
- Объяснение
- Ограничение понятия
- Омонимия (от греч. Homos — одинаковый, опута — имя)
- Оператор (от лат. Operator — действующий)
- Описание, см.: Высказывание дескриптивное. Описание состояния (англ. State description)
- Описательное высказывание, см.: Высказывание дескриптивное. Описательно-оценочное высказывание, см.: Высказывание дескриптивное, Оценочное высказывание. Определение (лат. Definitio)
- Определение аксиоматическое
- Определение генетическое (от греч. Genesis - происхождение, источник)
- Определение классическое, или: Определение через род и видовое отличие,
- Определение неявное
- Определение номинальное
- Определение операциональное
- Определение остенсивное (от лат. Ostentus - показывание, выставление напоказ)
- Определение реальное
- Определение явное
- Опровержение
- Осмысленность
- Основание и следствие
- Отношение (в логике) отождествляется с многоместным предикатом.
- Отношение включения класса в класс, см.: Множеств теория. Отношение нерефлексивное (иррефлексивное)
- Отношение принадлежности элемента классу (множеству), см.: Множеств теория. Отношение рефлексивное
- Отношение симметричное
- Отношение типа равенства
- Отношение транзитивное
- Отношение функциональное (однозначное)
- Отрицание
- Отрицательное высказывание, см.: Отрицание. Оценка, см.: Оценочное высказывание. Оценок логика
- Оценочная модальность, см.: Аксиологическая модальность. Оценочное высказывание
- Ошибка логическая
- Парадигма (от греч. Paradeigma — пример, образец)
- Парадокс (греч. Paradoxos)
- Парадоксы импликации
- Паралогизм (от греч. Paralogismos — неправильное, ложное рассуждение)
- Паранепротиворечивая логика
- Переменная
- Пересечение классов (множеств)
- Подмена тезиса (лат. Ignoratio elenchi)
- Подтверждение
- Познание
- Полемика
- Полнота (в логике и дедуктивных науках)
- Понимание
- Понятие
- Порочный круг
- «После этого значит по причине этого» (лат. Post hoc ergo propter hoc)
- Поспешное обобщение
- Правило вывода
- Правило локка
- Прагматика
- Правило отделения, см.: Модус поненс. Превращение (лат. Obversio) в традиционной логике
- «Предвосхищение основания» (лат. Petitio principii)
- Предикат (от лат. Praedicatum - сказанное)
- Предложение
- Предметная область, или: Универсум рассуждения, область теории,
- Предпочтений логика
- Предсказание
- Прескриптивное высказывание, см.: Нормативное высказывание. Приведение к абсурду, или: Редукция к абсурду, приведение к нелепости (лат. Reductio ad absurdum),
- Частный закон приведения к абсурду
- Принцип взаимозаменимости
- Принцип многозначности
- Принцип объемности (экстенсиональности) (от лат. Extentio — протяжение)
- Принцип однозначности
- Принцип предметности
- Причинная связь
- Причинности логика
- Проблема (от греч. Problema — преграда, трудность, задача)
- Пропозициональная связка
- Пропозициональная функция
- Противоположность логическая
- Противопоставление предикату
- Противоречие
- Равенство
- Равнозначность (равносильность, эквивалентность)
- Равнообъемность
- Разделительное суждение
- Разделительно-категорическое умозаключение
- Разделительно-условное умозаключение, см.: Дилемма. Разрешающая процедура, см.: Разрешения проблема. Разрешения проблема, или: Разрешимости проблема,
- Разрешимая теория
- Рациональность (от лат. Ratio - разум)
- Рекурсивное определение (от лат. Recurso - возвращаюсь)
- Релевантная импликация, см.: Релевантная логика. Релевантная логика
- Референт (от лат. Refero — называть, обозначать)
- Референция
- Свойство
- Семантика логическая
- Семантическая категория
- Семантические парадоксы, см.: Антиномия. Семантическое понятие истины
- X истинно º р.
- Семиотика
- Силлогизм (от греч. Sillogismos) категорический
- Символ (от греч. Symbolon — знак, опознавательная примета)
- Символика логическая
- Символическая логика
- Символы собственные и несобственные
- Синкатегорематическое выражение, см.: Символы собственные и несобственные. Синонимия
- Синтаксис (греч. Syntaxis — построение, порядок)
- Синтаксическая категория
- Следование, см.: Логическое следование. Следствие, см.: Логическое следование. Сложное высказывание
- Случайность логическая
- Совместимости условие
- Собирательное понятие, см.: Понятие. Совместимость
- Современная логика
- 1. Методология дедуктивных наук.
- 2. Применение логического анализа к опытному знанию.
- 3. Применение логического анализа к оценочно-нормативному знанию.
- 4. Применение логического анализа в исследовании приемов и операций, постоянно используемых во всех сферах научной деятельности.
- Содержание и форма, см.: Логическая форма. Содержание понятия, см.: Понятие. Сорит (от греч. Soros - куча)
- Сравнительные модальности, см.: Абсолютные и сравнительные модальности. Строгая импликация, см.: Импликация, Парадоксы импликации, Логика. Строгость
- Суждение
- Суппозиция (от лат. Suppositio — подкладывание, подмена)
- Существенный признак, см.: Определение понятия. Сходство
- Тавтология
- Теоретическое и эмпирическое
- Теоретическое мышление
- Теория (от греч. Theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование)
- 1. Исходные основания т.
- 2. Идеализированный объект т.
- 3. Логика т.
- 4. Совокупность законов и утверждений,
- Теория познания
- Термин (от лат. Terminus — граница, предел, конец ч.-л.)
- Термин теоретический
- Термин эмпирический
- Термины силлогизма - элементы суждений, входящих в состав силлогизма (см.: Силлогизм). Типов теория
- Типология (от греч. Tipos — отпечаток, форма)
- Тождества закон
- Тождество
- Традиционная логика
- Транзитивности закон
- Умозаключения из суждений с отношениями
- Умозаключение
- Умозаключение статистическое
- Универсум рассуждения, см.: Предметная область. Условное высказывание
- Условное умозаключение
- Учетверение терминов (лат. Quaternio terminorum)
- Факт (от лат. Factum — сделанное, совершившееся)
- Фальсификация (от лат. Falsus — ложный, facio - делаю)
- Фигура силлогическая, см.: Силлогизм. Физическая модальность, см.: Онтологическая модальность. «философская логика»
- Формализация (от лат. Forma — вид, образ)
- Формальная логика, или: л о г и к а,
- Формальная суппозиция, см.: Суппозиция. Формальная теория
- Формы мысли, или: Формы мышления,
- Функтор
- Функция (от лат. Functio — осуществление, выполнение)
- Целевое обоснование
- Цель-средство
- Частное суждение
- Эвристика (от греч. Heurisko - отыскиваю, открываю)
- Эйлера круги
- Эквивалентность, или: Равнозначность,
- Эквивокация — логическая ошибка,
- Экзистенциальное высказывание (от лат. Existentia - существование)
- Эклектика
- Экспликация (от лат. Explicatio - разъяснение)
- Экстенсиональность
- Экстенсиональный контекст
- Эллиптическое высказывание
- Эмпирическое и теоретическое, см.: Теоретическое и эмпирическое. Энтимема (от греч. In thymos — в уме)
- Эпихейрема (от греч. Epiheirema — умозаключение)
- Эристика (от греч. Eristika — искусство спора) — искусство ведения спора.
- «Юма принцип»
- Языка функции, или Употребление языка,
- Язык логики
- Язык науки
- Язык семантически замкнутый
- Ясность
- Ивин Александр Архипович, Никифоров Александр Леонидович словарь по логике
- 117571, Москва, проспект Вернадского, 88,