Даодэцзин
ДАО постижимое — не подлинное ДАО
Имя произносимое — не подлинное имя
Безымянное — начало Неба и Земли
Именуемое — всех вещей
Свободный от страстей
видит дивную тайну ДАО
Подверженный страстям —только его проявления
То и другое одного корня, но зовутся по-разному
То и другое — глубочайшие
Путь от одного глубочайшего к другому —
Неисповедим
(…)
Когда узнали, что красивое красиво
Появилось безобразное
Когда узнали, что доброе хорошо
Появилось зло
Поэтому бытие и небытие порождают друг друга
Трудное и легкое создают друг друга
Длинное и короткое сравниваются
Высокое и низкое соотносятся
Звуки образуют мелодию
Начало и конец чередуются
Потому-то мудрый свершает в бездействии
Учит безмолвно, вызывает перемены безучастно
Творит бескорыстно, начинает без усилий
Завершая, не гордится
Не гордится, и его не избегают
(…)
Разве добры Небо и Земля?
Для них все равны – трава, звери
Разве мудрый добр?
Для него все равны – люди, трава, звери
Пространство между Небом и Землей –
Словно кузнечный мех или флейта:
Внутри совершенно пусто
Чем больше пустоты, тем свободнее движение
Тем они пригоднее для своего назначения
Говорить много значит вредить себе
Во всем нужна мера
(…)
Бесконечные превращения пустоты –
Глубинная основа всего
Глубинная основа – корень Неба и Земли
Бытие длится подобно бесконечной нити
И проявляет себя в неисчерпаемом разнообразии
(…)
Лить воду в полный кувшин –
Прольешь воду
Оттачивать остро заточенное лезвие –
Сточишь нож
Зал, переполненный золотом и яшмой
Кто в силах охранять?
Чрезмерное богатство и знатность навлекает беду
Умей понять, когда дело завершено, и устранись
Это высший закон Дао
(…)
Тридцать спиц входят в одну ступицу
Но не будь она пуста посредине - не было бы колеса
Кувшин лепят из глины
Но не будь он пуст внутри - на что был бы пригоден?
В доме делают окна, двери и стены
Но не будь пустоты между ними - где тогда жить?
Во всем главное — внутренняя пустота
(…)
Смотрю на него и не вижу и зову незримым
Внимаю и не различаю и зову неслышным
Хватаю и не могу удержать и зову неуловимым
Не стремись узнать, откуда оно — оно едино,
Сверху оно не в свете и внизу не во тьме
Оно бесконечно и безымянно
Оно вечно возвращается в небытие
Его называют формой без формы
образом без сущности
Его зовут неясным и туманным
Стою перед ним и не вижу лица его
Иду за ним и не вижу спины его
На путях древнего ДАО познаешь изначальное
Овладеешь сущим
ДАО называют законом всего
(…)
На цыпочках долго не простоишь
Широким шагом далеко не уйдешь
Вылезая на яркий свет, не заблестишь
Хвастаясь, не прославишься
Нападая, не победишь
Для тех, кто в ДАО, все это нелепые желания
Суета бесполезная
Это всем противно
Постигший ДАО не делает этого
(…)
ДЭ, великая чистота, полна ДАО
ДАО бестелесно
ДАО туманно и неопределенно —
В его туманной неопределенности таятся образы
Туманно и неопределенно —
В туманной неопределенности скрыто все множество вещей
Глубоко и темно —
В глубокой тьме роятся тончайшие частицы
Тончайшие частицы — Сама достоверная действительность
Издревле по сию пору имя его незабвенно
Только на его путях познаем изначальное
Где найти начало вещей?
Только в нем
(…)
Познавший людей умен
Познавший себя просветлен
Побеждающий людей силен
Побеждающий себя могуществен
Наделенный достатком богат
Наделенный волей упорен
Верный своей природе долговечен
Умерший, но не забытый – бессмертен
(…)
Великое ДАО проникает всюду
Вот оно – и справа, и слева
Все сущее в нем рождается и продолжается
ДАО совершает подвиги, но славы не ждет
Взращивая любовно все существа, над ними не властвует
Ничего для себя не желает
Словно бы его и нет
Все сущее к нему возвращается
Но оно власти не принимает
Назовем его великим!
Оно оттого и великое, что не величается (…_
Прежде чем сжимать, нужно расширить
Прежде чем ослаблять, нужно укрепить
Прежде чем уничтожать, нужно создать
Прежде чем отнимать, нужно дать
Это все глубокие истины
Мягкое и слабое побеждает твердость и силу
(…)
Превращение противоположностей —
проявление ДАО
Слабость — признак ДАО
Все в мире рождается в Бытии
Бытие рождается в Небытии
(…)
Неподвижное легко удержать
Неопределенное легко переделать
Мягкое легко разломить
Мелкое легко рассыпать
Начинать надо с того, чего еще нет
Порядок надо наводить, пока не началась смута
Большое дерево начинается с маленького ростка
Девятиэтажная башня с горстки песка
Путь в тысячу ли начинается с одного шага
Действуя, проиграешь
Владея, потеряешь
Мудрый бездействует и не проигрывает
Ничего не имеет и ничего не теряет
Начинать дело, чтобы сразу преуспеть –
К неудаче
Завершать так же осторожно, как начал –
К успеху
Мудрый не имеет страстей, не ценит труднодоступного
Учится у необразованных, выбирает торные пути
Следует естественному ходу вещей
Опасаясь вмешиваться
(…)
Вода – самое мягкое и слабое
Что есть в мире
Но в одолении твердого и крепкого непобедима
И нет ей равных
Слабые побеждают сильных
Мягкое одолевает твердое
Все это знают, только жить так не решаются
Мудрый говорит:
Кто взял на себя унижение страны –
Тот государь
Кто взял на себя несчастье страны –
Тот властитель
Слова истины похожи на глупую шутку
Лао Цзы. Даодэцзин. Дубна: Свента, 1994.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет путей сообщения»
- История философии для бакалавров
- 630049, Г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191.
- Начало философии
- Философские идеи Древней Индии
- Философские идеи Древнего Китая
- Философские искания античного Запада
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия Нового Времени
- Немецкая классическая философия
- Марксистская философия
- Современная западная философия
- Позитивизм
- Американский прагматизм
- Экзистенциализм
- Герменевтика
- Фрейдизм
- Неотомизм
- Постмодернизм
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы к размышлению.
- Поисковые задания.
- Русская философия Становление русской философии.
- Просвещение в России.
- Судьбы России: славянофилы и западники.
- Владимир Сергеевич Соловьев
- Русская религиозная философия конца XIX – начала XX века
- Распространение марксизма в России.
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы к размышлению.
- Поисковые задания.
- Приложение 1. Рекомендуемые тексты для чтения. Гномическое учение семи мудрецов
- Даодэцзин
- Конфуций о «благородном муже»
- Платон. Парменид
- Аристотель. Метафизика
- Аврелий Августин. Исповедь (фрагменты)
- Ф.Бэкон. Новый Органон.
- Помехи ("идолы") в познании и борьба с ними
- Эмпирический метод
- И. Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки (фрагмент).
- Маркс к. Тезисы о Фейербахе
- О трех превращениях
- О сострадательных
- Ж. Бодрийяр. Общество потребления
- В.С. Соловьев. Три силы.
- П.Я.Чаадаев. Философические письма