Просвещение в России.
Век XVIII в истории России – это век просвещения, духовная культура в это время приобретает светский, мирской характер, происходит планомерное и радикальное включение России в систему западноевропейской культуры. Петр I лично посещал Лондонское королевское общество, Гринвич, Оксфорд, Сорбонну, встречался с виднейшим немецким философом Лейбницем, в 1724 году им была основана Петербургская академия наук. В философии с особой силой прозвучала идея необходимости просвещения народа. Условием выполнения этой задачи было освобождение разума от безраздельного господства церкви, развитие наук. С этими идеями выступила «ученая дружина» петровского времени.
«Ученая дружина» – Феофан Прокопович (1681-1736), Василий Никитич Татищев (1686-1750), Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) разрабатывала философские проблемы, на основе освоения западной философии.
Значительную роль в развитии науки и философии и освобождении их от подчинения религии сыграл В. Татищев. Он утверждал абсолютную необходимость познания мира с помощью разума, овладение науками нужно начинать с детства. Наука должна быть ориентирована на познание реальной жизни, объективного мира, сам человек интересен лишь как часть живой природы, как подданный государства. Татищев разработал первую в России классификацию наук. Он подразделял науки на нужные – экономика, медицина, право, логика, богословие; полезные – красноречие, механика, история, ботаника, физика; увеселяющие – музыка, танцевание, верховая езда, рисование; пользы не приносящие – алхимия, астрология, хиромантия; вредительные – волхвование, чернокнижество. Это был новый просветительский подход к науке – выделение практически ценных знаний и осуждение мистики и суеверий.
Татищев, как и все представители «ученой дружины» был сторонником абсолютной монархии. Характер власти зависит от условий существования государства. Народы малые и не подвергающиеся нападениям могут усвоить себе демократический строй, народы «великие», но безопасные от нападений, могут принять аристократическое правление. А что касается России, то «великие же и от соседей не безопасные государства без самовластного государя быть и в целостности сохраняться не могут».
В жизни и деятельности Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) как бы сконцентрировались результаты грандиозных начинаний Петра I: оценка людей не по происхождению, а по их ценности для отечества, организация светских учебных заведений, развитие издательского дела. В.М. Ломоносов по широте интересов и таланту сравним с Леонардо да Винчи. Он был не только ученым естественником, но и философом. Ломоносов знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта, учился в Германии у Христиана Вольфа. Ломоносов на основе своих химических и физических исследований пришел к ряду философских идей. Среди них – атомно-молекулярная (корпускулярная) картина строения материального мира, закон сохранения вещества, сыгравший важную роль в обосновании идеи несотворимости и неуничтожимости материи, идея эволюционного развития «слоев земных», раскрывающая причину естественных превращений органических остатков в уголь и нефть. Ломоносов считал, что вера и разум, религия и наука могут существовать в гармонии, не противореча и не мешая друг другу – «Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтирье можно научиться астрономии или химии».
Александр Николаевич Радищев (1748-1802) занимает особое место в русской истории. В отличие от мыслителей первой половины XVIII столетия он направил главные усилия познания не на природу, не на внешний мир, а на человека. В отличие от мыслителей петровского и послепетровского времени, у которых не было сомнения в правомерности и естественности крепостного права и самодержавия, Радищев выступил с критикой этих социальных явлений. В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев раскрывает экономическую неэффективность подневольного, крепостного состояния, порождающего небрежную, нелюбимую работу, не дающего возможность раскрыться способностям, трудолюбию, предприимчивости народа. Неограниченная власть царя – противоестественный политический строй, никто не защищен от произвола царского двора и чиновничества. Крепостное право и деспотизм развращают людей, порождая безнаказанную жестокость, распущенность, грубость и лицемерие.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет путей сообщения»
- История философии для бакалавров
- 630049, Г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191.
- Начало философии
- Философские идеи Древней Индии
- Философские идеи Древнего Китая
- Философские искания античного Запада
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия Нового Времени
- Немецкая классическая философия
- Марксистская философия
- Современная западная философия
- Позитивизм
- Американский прагматизм
- Экзистенциализм
- Герменевтика
- Фрейдизм
- Неотомизм
- Постмодернизм
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы к размышлению.
- Поисковые задания.
- Русская философия Становление русской философии.
- Просвещение в России.
- Судьбы России: славянофилы и западники.
- Владимир Сергеевич Соловьев
- Русская религиозная философия конца XIX – начала XX века
- Распространение марксизма в России.
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы к размышлению.
- Поисковые задания.
- Приложение 1. Рекомендуемые тексты для чтения. Гномическое учение семи мудрецов
- Даодэцзин
- Конфуций о «благородном муже»
- Платон. Парменид
- Аристотель. Метафизика
- Аврелий Августин. Исповедь (фрагменты)
- Ф.Бэкон. Новый Органон.
- Помехи ("идолы") в познании и борьба с ними
- Эмпирический метод
- И. Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки (фрагмент).
- Маркс к. Тезисы о Фейербахе
- О трех превращениях
- О сострадательных
- Ж. Бодрийяр. Общество потребления
- В.С. Соловьев. Три силы.
- П.Я.Чаадаев. Философические письма