10.1 Новоевропейская картина мира
Термин «эпоха Нового времени» может использоваться в широком ир узком значениях. В широком значении этот период времени с XVII по XIX век включительно, а в узком – это 17 столетие. В данной лекции термин «эпоха Нового времени» используется в узком значении.
Исходным моментом в создании новоевропейской картины мира явилась критика античных и средневековых представлений о космосе как о замкнутой сфере и о Земле как о центре Вселенной. Теоретической базой этой критики послужили изменения в методологии исследования природы. Еcли раньше знания о мире формировались на основании данных органов чувств, то теперь приоритет отдавался построению математизированных теорий, которые в дальнейшем проверялись с помощью экспериментов. При этом сам эксперимент принципиально отличался от опыта, поскольку осуществлялся в искусственных условиях и был нацелен на выявление скрытых свойств вещей.
Картина мира, созданная великими учеными XVII века – Галилеем, Кеплером, Декартом и Ньютоном с помощью математизированного естествознания и экспериментального метода, выглядела следующим образом. Бог создавал мир, приводил его в движение и больше не вмешивался в его развитие. Данная форма отношений Бога и мира получила наименование деизма. Сам мир понимался как бесконечная во времени и пространстве Вселенная, существующая по законам механики и подчиняющаяся теории всемирного тяготения. Теория всемирного тяготения позволила Ньютону объяснить причины и траектории движения тел Солнечной системы.
Законы механики были применены и для объяснения человека, в результате человеческое тело представилось в качестве искусно созданного Богом механизма, подчиненного причинно-следственным отношениям. Более того, тело переставало пониматься в качестве начала, подчиненного душе, напротив, психическая жизнь стала рассматриваться как продолжение физиологических процессов.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999 .
- 8.2 Философия досократиков
- 8.2.1 Античная картина мира
- 8.2.2. Милетская школа и Гераклит
- 8.2.3 Элейская школа
- 8.2.4 Пифагорейская школа
- 8.2.6 Демокрит
- 8.2.7 Учение софистов
- 8.3 Философское учение Сократа и Платона
- 8.3.1 Учение Сократа
- 8.3.2 Философское учение Платона
- 8.4 Метафизическое учение Аристотеля
- 9.1 Философия эпохи Средних веков
- 9.1.1 Средневековая картина мира
- 9.1.2 Патристика
- 9.1.3 Схоластика
- 9.2 Философия эпохи Возрождения
- 9.2.1 Картина мира эпохи Возрождения
- 9.2.2 Пантеизм Николая Кузанского
- 9.2.3 Философия Джордано Бруно
- Тема 10
- 10.1 Новоевропейская картина мира
- 10.2 Новоевропейский эмпиризм
- 10.2.1 Эмпиризм ф. Бэкона
- 10.2.2 Философия д. Локка
- 10.3 Новоевропейский рационализм
- 10.3.1 Рационализм р. Декарта
- 10.3.2 Философия г.В. Лейбница
- Тема 11
- 11.1 Картина мира эпохи Просвещения
- 11.2 Философия французского Просвещения
- 11.2.1 Антропология ж.О.Де Ламетри
- 11.2.2 Этика к.А. Гельвеция
- 11.3 Философия английского Просвещения
- 11.3.1 Спиритуализм Дж. Беркли
- 11.3.2 Скептицизм д. Юма
- Тема 12
- 12.1 Трансценденталистская картина мира
- 12.2 Философское учение и. Канта
- 12.2.1 Теоретическая философия и. Канта
- 12.2.2 Практическая философия и. Канта
- 12.3 Субъективный идеализм и.Г. Фихте
- 12.4 Абсолютный идеализм г.В.Ф. Гегеля
- Тема 13
- 13.1 Естественно-научная картина мира в XIX в.
- 13.2 Сциентические направления философии XIX в.
- 13.2.1 Первый и второй позитивизм
- 13.2.3 Неокантианство
- 13.3 Антисциентические направления философии XIX в.
- 13.3.1 Антропологический материализм л. Фейербаха
- 13.3.2 Философия жизни а. Шопегауэра
- 13.3.3 Философия жизни ф. Ницше
- Тема 14
- Тема 15
- 15.2 Русская философия XIX в.
- 15.2.1 Философия истории п.Я. Чаадаева
- 15.2.2 Социально-философские взгляды славянофилов
- 15.2.3 Философия всеединства Вл. Соловьева
- 15.3 Русская философия хх в.
- 15.3.1 Философия религии и культуры: с.Н. Булгаков, п.А. Флоренский, а.Ф. Лосев
- 15.3.2 Христианский экзистенциализм н.А. Бердяева
- 15.3.3 Диалектический материализм в России