logo search
философия список первоисточников озо

10.3 Новоевропейский рационализм

Наибольшее развитие новоевропейский эмпиризм получил в учении другого английского философа Джона Локка. Согласно Локку, человеческое сознание до опыта представляет собой «чистую доску» и поэтому знание любой степени абстракции в конечном итоге имеет своим основанием данные органов чувств. Признавая опыт в качестве единственного источника знания, Локк различал внешний и внутренний виды опыта.

Внешний или физический опыт, опираясь на ощущения, представлял внутреннему или психическому опыту сведения о вещах. Эти сведения Локк называл первичными и вторичными качествами. Первичные качества были свойствами самих вещей, к ним относились величина, протяженность и характер движения вещей. Вторичные качества – напротив, не принадлежали самим вещам, но являлись состояниями самого познающего субъекта, к ним Локк относил вкус, запах, цвет.

Внутренний опыт был связан с деятельностью разума, который с помощью памяти, ассоциативного и абстрактного мышления, на основании чувственных восприятий образовывал представления и понятия.