logo search
Istoria_filosofii_dlya_bakalavrov

Русская философия Становление русской философии.

Возникновение философии на Руси было определено рядом важных причин, оснований и обстоятельств. Первым из них явилась разработка двумя болгарскими монахами – Кириллом (827-869) и Мефодием (815-885) – славянской азбуки – кириллицы. Центральным событием в возникновении и становлении русской философии стало крещение Руси князем Владимиром в 988 году. После принятия христианства в Киевской Руси начали распространяться греческие сочинения из Византии.

Еще одним обстоятельством, которое косвенно повлияло на философию, было язычество. Люди Киевской Руси долго не могли примириться с осуждением тела и человеческих страстей как греховного начала. Не мог народ считать и природу источником греха и отделять душу от тела, от природы, силам которой поклонялся веками. Поэтому, нравственная установка, согласно которой, истинная вера не должна сводиться только к молитве, отшельничеству, она должна проявляться в мирских делах, в добродетельной, активной жизни, оказала существенное влияние на формирование ранней философской мысли средневековой Руси.

Наиболее значимыми философско-религиозными произведениями Киевской Руси были: «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха и «Моление» Даниила Заточника. В этих произведениях ставились вопросы власти, ее религиозного смысла, выдвигались гуманистические идеи величия человеческого разума, его безграничных возможностей, разрабатывалось понятие правды, справедливости, происходило осознание того, что власть лишь усиливает нравственную ответственность правителя и т.д.

Илларион Киевский – первый русский митрополит в период княжения Ярослава Мудрого (1015-1054). «Слово о законе и благодати» – это обращение убежденного проповедника к молящимся людям Киевской Руси. В «Слове» говорится о трех эпохах в жизни человечества. Первая – языческая эпоха, поклонение идолам. Вторая – иудейская, когда господствует Закон, данный через Моисея. Третья эпоха – это господство Благодати и Истины, которую принесло миру христианство. Илларион сравнивает две религии: иудаизм как религию Закона и христианство как религию Благодати и Истины. Илларион показывает превосходство Благодати над Законом образами из Библии: образ Закона – раба Агарь, образ Благодати – свободная Сара. Хотя Закон был раньше Благодати, но Закон лишь тень Истины, предтеча и слуга Благодати. Закон был только для одного народа, а Христова Благодать распространилась по всей земле. Илларион восхваляет князя Владимира. Владимир распространил христианство на земле Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли. Само принятие христианства князем Владимиром рассматривается как чудо, он не видел Христа, не видел его чудес, но уверовал, а видевшие распяли Христа. Князь Владимир славен и своими мирскими делами: он стал, нагим одеждой, алчущим кормитель, жаждущей утробе прохладой, вдовицам помощник, странником пристанищем, бездомным кровом, обиженным заступником, убогим обогащением. В «Слове» таким образом, Илларионом была разработана идеология единодержавия, а также мотив нравственной оценки правителя.

Дальнейшие события: распад Киевской Руси, татаро-монгольское нашествие, война с германскими завоевателями – крестоносцами, замедлили культурное развитие Руси. В период позднего средневековья XIV-XVI веков, Русь объединяется вокруг Московского княжества.

Развитие философской мысли в Московской Руси совершалось в неразрывной связи с событиями социально-политической и церковной жизни. Одним из значительных явлений духовной жизни того времени была борьба между нестяжателями и иосифлянами.

Основой нестяжательятва было возникшее в среде византийского монашества учение исихазма. Исихазм (от греч. – покой, отрешенность) – это аскетическое учение, призывающее к уходу от мира. Идеал исихазма – созерцательность, молчание, одиночество. Один из самых значительных носителей идей исихазма на Руси – Сергий Радонежский (1314-1392). Центром нестяжательства являлись монастыри в Заволжье, главой нестяжателей был Нил Сорский (1433-1508). Отшельники, монахи, последователи Нила неустанно молились, соблюдая безмолвие. Кто устами молится, – учил Нил, – тот молится воздуху. Молитва должна исходить от души, от всего существа человека. Нестяжатели осуждали все формы обогащения, к которым прибегали монастыри. Только внутренний мир человека, его нравственное совершенствование, физический труд для собственного пропитания и непрерывная молитва в условиях полного разрыва с внешним миром – такова единственно достойная жизнь инока.

Иосифляне поддерживали великокняжескую власть, но потребовали от нее гарантии защиты церковной собственности, прав монастырей и помощи в борьбе с ересями. Основателем иосифлянства был Иосиф Волоцкий (1440-1515), основатель Иосифо-Волокаламского монастыря. Иосиф Волоцкий полагал, что нестяжательной должна быть только личная жизнь монахов, а для монастырей обладание землями, селами, деньгами не только не возбраняется, но и необходимо, для того чтобы обеспечить средствами существование монастырских служителей, материальными атрибутами богослужение, а также иметь возможность помогать странникам, нищим и больным.

С иосифлянством как идеологией русской православной государственности связана идея: «Москва – третий Рим», которая была высказана в послании Василию III псковским старцем Филофеем. После падения Византии (1453), крепнет представление, что Москва теперь центр христианского мира. Первый – императорский Рим пал, разъедаемый ересями и противоречиями, второй – Константинополь – завоеван турками. Единственным носителем православия осталась Россия. Москва – третий Рим, а четвертому не быть.