20)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.
Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот. 18.09.00 Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен, Гераклит. Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное (производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор, Платон. Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два), которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшие представителем был Декар. Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так и идеализма. Формы материалистических учений 1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны. 2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны. 3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание. 4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира, противоречивость бытия, развитие материального мира.
Формы идеализма
Субъективный и объективный. 1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека. Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений. Логика рассуждения: мир дан в ощущениях. 2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает "ничье сознание", дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон. Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.
- 1)Фил-я как мировоззрение.
- 2)Структура фил.Знания
- 3)Функции философии
- 5)Метафизика
- 7)Идеи философии Др. Китая
- 8. Основные направления древнеиндийской философии
- 9. Философия конфуция
- 10. Основные идеи философии даосизма
- 11. Осовные характеристики древнегреческой философии
- 12. Милетская школа древнегреческой философии
- 13. Основные характеристики эллейской философии
- 14. Философия сократа
- 15)Философия Платона
- 16) Вклад Аристотеля в развитие мировой философии
- 2. Философию Аристотель делил на три вида:
- 8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
- 17)Философия Эпикура
- 18)Особенности скептицизма как течения древнегреческой философии
- 19)Основные положения стоицизма как направления древнегреческой философии
- 20)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.
- 21)Основные черты средневековой философии.
- 26. Книга «Философия»,Спиркин,стр.106
- 28.Книга «Философия»,Спиркин,стр.108
- 36 Проблема бытия в философии
- 37 Многообразие форм бытия
- 38 Пространство и время как атрибуты материи
- 39 Проблема движения в философии. Состояния и формы движения.
- 40 Исторические формы и принципы диалектики философия. Метафизика и ее роль в познании
- 41 Закон перехода количественных изменений в качественные
- 42 Закон единства и борьбы противоположностей
- 43 Закон отрицания отрицания
- 44 Категории причины и следствия.
- 45 Необходимость и случайность
- 46 Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 47 Единичное, особенное, общее.
- 48 Объективная и субъективная диалектика
- 49 Детерминизм и индетерминизм
- 54. Антропосоциогенез.
- 58 Сознание и бессознательное.
- 59 Проблема познания в философии
- 60 Чувственное и рациональное познание и их основные формы
- 61 Интуиция как особый род познания
- 62 Философское учение о знании.
- 63 Проблема истины.
- 64. Формы истины. Догмитизм и релитивизм.
- 65. Заблуждение и ложь. Их источники
- 66. Философские. Общенаучные и частные методы познания.
- 67. Критерии истины.Роль практики в познании
- 68. Логическая культура мышления
- 69. Наука как общественное явление.Научные революции и смена
- 70. Техника и ее основные концепции исторического развития.
- 71. Понятие информационного общества и его характеристики.
- 72. Глобальные проблемы современности
- 73. Философия блаженного августина
- 74. Философское воззрение фомы аквинского