logo search
Istoria_filosofii_dlya_bakalavrov

Философия эпохи Возрождения

История интересна всегда – это постулат мыслящего человека. Причина проста: история учит. Уметь извлекать из истории уроки – высший класс исторического исследования, свидетельство культурного развития личности, ее образованности. Какой главный урок следует из анализа судьбы философии в Средние века? Урок сложный, противоречивый.

Философия прошла испытание временем, подтвердилась ее социальная и личностная востребованность, но она оказалась в полной зависимости от господствующей религии, чего не было в условиях Античности. Почему? Средние века подтвердили, что для превращения философии в лидирующее мировоззрение нужны два развитых культурных фактора: свобода мысли и образованность. Первое, практически, оказалось сведено к минимуму, второе – только начало развертываться, обретать признаки общественно-значимого явления: появились в Европе университеты, университетское обучение распространилось по континенту. Однако до конца периода в программах университетской подготовки преобладало античное, устаревшее толкование научных знаний, натурфилософия Аристотеля, метафизические идеи Платона.

Обществу нужно было обновление по всем направлениям жизни – экономическому, политическому, социальному и духовно-культурному. Требовался новый тип самосознания, в котором человек был бы творящим субъектом, имеющим свободу суждений и доступ к знаниям. Теоцентризм отступал, сдавая позиции антропоцентризму, более известному как гуманизм Возрождения.

Новое не возникает из ничего, оно продолжает историю. Вопрос: какую именно? Прогресс в эпоху Возрождения сделал свой выбор, обратившись к культурным достижениям Античности. Не вернулся в прошлое, а попытался вернуть достижения культуры из прошлого переосмыслить их и дать им новую жизнь. Отсюда и название эпохи – Возрождение, или Ренессанс.

Возрождение охватывает время от конца XІІІ до XVІ века. Начиналось оно на рубеже XІІІ и XІV вв. в Италии (Проторенессанс). У истоков стояли гении художественного творчества – поэт Данте и живописец Джотто с единомышленниками. Они перевели "стрелку" мировоззрения с Бога на человека, заложив фундамент под гуманизм. В сравнительно недолгой истории Возрождения выделяются три этапа: гуманистический; неоплатонический (пантеистический) и натурфилософский. Обстоятельно вам с ними придется ознакомиться самостоятельно. Здесь же вы найдете ориентирующие идеи.

Суть гуманистического учения сводится к следующему: создание человека Богом "по своему образу и подобию" является прямым указанием на то, что человек то же творец. Все остальное надо рассматривать в контексте творческой сущности человека. Средневековому толкованию земной жизни человека как испытания на греховность гуманизм противопоставил жизнь человека в творчестве. Именно творчеством человек доказывает свое богоподобие и любовь к творцу. Творчество дает человеку право на свободу мыслить, делать, разумеется, в рамках добродетельности. Отказавшись от религиозного обобщения "рабы божии", нивелировавшего человеческую индивидуальность, гуманизм возрождает античную идею о значимости личности, как выражения индивидуализации бытия человека.

Мысли гуманистов получили дальнейшее развитие на этапе неоплатонизма – нового толкования учения Платона о бытии. Дж.Бруно предложил модель мира, в которой нет божественной(сакральной) структуры, а все едино, пребывает в общем пространстве и времени. Бруно размыкает библейский материальный мир, представляя его бесконечным, допускает существование в нем многих подобных нашему миров. Вечность он также распространяет с бытия Бога на бытие материи, по существу, отождествляет бытие Бога, человека и природы. Нет необходимости в первоначале, сущность проявляется в существовании, существование несет в себе сущность; в картину мира вносится развитие, вместо средневекового убеждения в незыблемости устройства мира.

Пантеизм, ставший своеобразной адаптацией платоновского учения о мире к очередному витку общественного, прежде всего культурного прогресса, – не единственная концепция бытия Бога. Были еще теизм и деизм, как модификация теизма. Разберитесь, что общего и в чем различаются эти три точки зрения на творца.

Завершающим этапом в истории Возрождения оказался период, названный натурфилософским. Название говорит за себя: сосредоточение поисков истины на исследование природы, техническом творчестве. Наука еще находилась в стадии становления, а накопленные научные знания требовали объявления, систематизации; объяснение, в свою очередь, натыкалось на недостаток знаний и звало получать новые. В такой ситуации искали поддержку в философии.

Активизация научного познания возвращало интерес к свободе философского поиска, философия освобождалась от схоластических оков. Против "схоластической учености" выступали уже представители раннего Возрождения, в частности, Ф.Петрарка. Вопреки христианскому учению великий итальянский поэт, мыслитель считал, что воплотившись в человека, Бог сделал человека Богом. Ф. Петрарка пытался выстроить основание гармонического единства Космоса, Природы и Духа, так, чтобы в нем было место творчеству человека.

Надо иметь в виду так же и то, что натурфилософия Возрождения не была повторением аристотелевского учения о природе. Натурфилософию старались приспособить к изменившимся взглядам на мир и опытному его познанию. Из натурфилософии убирали психологические факторы, заменяя их представлениями естественного порядка. Сравните для примера рассуждения Аристотеля об ускорении в свободном падении. Он был убежден, что ускорение не является постоянной величиной, ссылаясь на то, как движется лошадь к дому: чем ближе, тем быстрее – и размышления Бруно о множестве миров и единстве всего сущего. Дж. Бруно не открыл солнечную систему и ее законы. Это сделал и Н. Коперник и И. Кеплер. Итальянский философ осмыслил значение гелиоцентризма, придал мировоззренческий масштаб научным достижениям.

В эпоху Возрождения творили классики мировой литературы: Ф. Рабле ("Гаргантюа и Пантагрюэль"), М.Сервантес ("Дон Кихот"), В. Шекспир, Эразм Роттердамский ("Похвала глупости"), живописи и ваяния: Донателло, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Дюрер. С возрождением связана многогранная деятельность Леонардо да Винчи. Напомним: классиками все они стали потому, что сделанное ими не ограниченно их временем. Они создавали вечное искусство, выстроенное на любви к человеку, силе человеческого духа, веры в человеческое творчество и критики всего того, что препятствует вере в неограниченные возможности труда человека.

К этому времени относится и брожение в самом церковном (клерикальном) мире. Реформизм внутри католической ветви христианства связан с именами Пьера де ля Раме, Мартина Лютера и Жана Кальвина.

Вопрос для осмысления творчества эпохи Возрождения: можно ли достигнутое рассматривать как продукт саморазвития философии, искусства, религии, или в духовной культуре Возрождения отразились новые жизненные условия? Если вы полагаете верным решением второе, то попытайтесь раскрыть взаимодействие изменений в обществе и развитие общественного сознания.

Итак, самые известные течения в философии Возрождения: гуманизм; неоплатонизм; натуралистический пантеизм; модернизированная натурфилософия; критика схоластики, гилозоизм; социальная утопия.

Центральные проблемы:

• человек и Бог: суть творчества;

• индивидуальная жизнь человека;

• культурное развитие личности и его условия;

• судьба аристотелевской (средневековой) схоластики;

• свобода и долг человека;

• процесс познания мира;

• устройство мира;

• природа и Бог.

Важнейшие идеи:

• необходимость отказа от схоластического понимания познания;

• обоснование творчества человека;

• подход к миру как единому, поделенному на божественный неизменный и человеческий (природный);

• признание опытного познания в качестве основы деятельности сознания человека;

• разработка концепции идеального бесклассового общества, утопическая модель социального строя

• новое толкование основ христианства: протестантизм как попытка преодоления кризиса в отношении церкви и общественного прогресса

Историческая ценность Возрождения значительна. Это было переломное время в общественном прогрессе. Средневековое развитие вступило, находилось в кризисное положение, но тем и отличается процесс перемен в обществе от изменений в природе, что, исчерпав резерв жизнеспособности, дерево падает, а в человеческой жизни отжившее нужно подтолкнуть, уронить, иначе оно не упадет. Возрождение, во-первых, расчистило путь в будущее, во-вторых, наметило направления развития, пусть и не совсем четко, ясно, определенно. Благодаря Возрождению человечество переступило порог, разделяющий Старое и Новое время.

Вопросы для самопроверки.

  1. Что собой представляет гуманизм как мировоззренческий принцип? Найдите его современную формулировку и сравните с позицией авторов Возрождения.

  2. Дайте определение теизма, пантеизма и деизма как концепций Бога. Назовите для каждой концепции хотя бы одного сторонника.

Вопросы к размышлению.

  1. Расположите понятия теизма, пантеизма и деизма в логической последовательности. Свяжите с ними термин «атеизм».

  2. В эпоху Возрождения термин «схоластика» приобрел негативный оттенок, который сохраняется и сейчас. В каком смысле какую-то концепцию могут назвать схоластической?

Поисковые задания.

  1. Включите в глоссарий новые термины, отражающие изменения в общественной жизни.

  2. Какие научные открытия и важные технические изобретения были сделаны в эпоху Возрождения?

3. Изучите социальные утопии эпохи Возрождения. Письменно сравните взгляды на идеальное общество Т. Мора и Т. Кампанеллы (3-4 страницы конспекта).