logo search
философия список первоисточников озо

13.2.1 Первый и второй позитивизм

В современной западной философии большую роль играют различные направления научной философии, которые можно объединить термином «позитивистская традиция». Свои истоки данная традиция берет в философии Огюста Конта, который противопоставил научное, позитивное знание умозрительному философскому знанию. Причиной такого противопоставления явилось то, что наука, согласно Конту, пытается раскрыть универсальные законы природы и общества не с помощью понятий, как философия, но с помощью фактов. Наука, как высшая форма человеческого знания, должна не только познавать природу, но и управлять человеческим обществом. Такую управленческую роль Конт отводил созданной им науке – социологии.

Превосходство научного знания обосновывалось Контом с помощью так называемого «закона трех стадий». Суть этого закона заключалась в том, что человеческое мышление в своем развитии преодолевает три стадии: первая – религиозная стадия – характеризуется тем, что природные явления и социальные процессы объясняются с помощью сверхъестественных событий; на второй – метафизической стадии – такого рода объяснение осуществляется путем прибегания к умозрительным сущностям – идеям; и только на третьей – научной стадии – объяснение различных процессов происходит на основании знания законов, открытых с помощью обобщения фактов. Таким образом, философский способ мышления представляет собой пройденный этап развития человеческого сознания. Ему на смену пришло специально-научное знание, стремящееся ответить на вопрос, не «что» представляет собой то или иное природное или социальное явление, но «как» оно функционирует. Ответ на этот вопрос позволяет дать объяснение, не прибегая к предположению о существовании идеального мира, который не дан нам в чувственном восприятии.

Второй этап развития позитивистской традиции связан с именами Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса и был ориентирован на очищение научного опыта от умозрительных допущений. К числу последних Мах относил понятие причины, которое он пытался заменить понятием функциональной зависимости признаков явлений. По мысли Маха, опыт должен иметь чисто описательный характер, соответствовать биологическим потребностям человека и быть экономичным.