13.2.1 Первый и второй позитивизм
В современной западной философии большую роль играют различные направления научной философии, которые можно объединить термином «позитивистская традиция». Свои истоки данная традиция берет в философии Огюста Конта, который противопоставил научное, позитивное знание умозрительному философскому знанию. Причиной такого противопоставления явилось то, что наука, согласно Конту, пытается раскрыть универсальные законы природы и общества не с помощью понятий, как философия, но с помощью фактов. Наука, как высшая форма человеческого знания, должна не только познавать природу, но и управлять человеческим обществом. Такую управленческую роль Конт отводил созданной им науке – социологии.
Превосходство научного знания обосновывалось Контом с помощью так называемого «закона трех стадий». Суть этого закона заключалась в том, что человеческое мышление в своем развитии преодолевает три стадии: первая – религиозная стадия – характеризуется тем, что природные явления и социальные процессы объясняются с помощью сверхъестественных событий; на второй – метафизической стадии – такого рода объяснение осуществляется путем прибегания к умозрительным сущностям – идеям; и только на третьей – научной стадии – объяснение различных процессов происходит на основании знания законов, открытых с помощью обобщения фактов. Таким образом, философский способ мышления представляет собой пройденный этап развития человеческого сознания. Ему на смену пришло специально-научное знание, стремящееся ответить на вопрос, не «что» представляет собой то или иное природное или социальное явление, но «как» оно функционирует. Ответ на этот вопрос позволяет дать объяснение, не прибегая к предположению о существовании идеального мира, который не дан нам в чувственном восприятии.
Второй этап развития позитивистской традиции связан с именами Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса и был ориентирован на очищение научного опыта от умозрительных допущений. К числу последних Мах относил понятие причины, которое он пытался заменить понятием функциональной зависимости признаков явлений. По мысли Маха, опыт должен иметь чисто описательный характер, соответствовать биологическим потребностям человека и быть экономичным.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999 .
- 8.2 Философия досократиков
- 8.2.1 Античная картина мира
- 8.2.2. Милетская школа и Гераклит
- 8.2.3 Элейская школа
- 8.2.4 Пифагорейская школа
- 8.2.6 Демокрит
- 8.2.7 Учение софистов
- 8.3 Философское учение Сократа и Платона
- 8.3.1 Учение Сократа
- 8.3.2 Философское учение Платона
- 8.4 Метафизическое учение Аристотеля
- 9.1 Философия эпохи Средних веков
- 9.1.1 Средневековая картина мира
- 9.1.2 Патристика
- 9.1.3 Схоластика
- 9.2 Философия эпохи Возрождения
- 9.2.1 Картина мира эпохи Возрождения
- 9.2.2 Пантеизм Николая Кузанского
- 9.2.3 Философия Джордано Бруно
- Тема 10
- 10.1 Новоевропейская картина мира
- 10.2 Новоевропейский эмпиризм
- 10.2.1 Эмпиризм ф. Бэкона
- 10.2.2 Философия д. Локка
- 10.3 Новоевропейский рационализм
- 10.3.1 Рационализм р. Декарта
- 10.3.2 Философия г.В. Лейбница
- Тема 11
- 11.1 Картина мира эпохи Просвещения
- 11.2 Философия французского Просвещения
- 11.2.1 Антропология ж.О.Де Ламетри
- 11.2.2 Этика к.А. Гельвеция
- 11.3 Философия английского Просвещения
- 11.3.1 Спиритуализм Дж. Беркли
- 11.3.2 Скептицизм д. Юма
- Тема 12
- 12.1 Трансценденталистская картина мира
- 12.2 Философское учение и. Канта
- 12.2.1 Теоретическая философия и. Канта
- 12.2.2 Практическая философия и. Канта
- 12.3 Субъективный идеализм и.Г. Фихте
- 12.4 Абсолютный идеализм г.В.Ф. Гегеля
- Тема 13
- 13.1 Естественно-научная картина мира в XIX в.
- 13.2 Сциентические направления философии XIX в.
- 13.2.1 Первый и второй позитивизм
- 13.2.3 Неокантианство
- 13.3 Антисциентические направления философии XIX в.
- 13.3.1 Антропологический материализм л. Фейербаха
- 13.3.2 Философия жизни а. Шопегауэра
- 13.3.3 Философия жизни ф. Ницше
- Тема 14
- Тема 15
- 15.2 Русская философия XIX в.
- 15.2.1 Философия истории п.Я. Чаадаева
- 15.2.2 Социально-философские взгляды славянофилов
- 15.2.3 Философия всеединства Вл. Соловьева
- 15.3 Русская философия хх в.
- 15.3.1 Философия религии и культуры: с.Н. Булгаков, п.А. Флоренский, а.Ф. Лосев
- 15.3.2 Христианский экзистенциализм н.А. Бердяева
- 15.3.3 Диалектический материализм в России