logo search
1-74_filosofia

64. Формы истины. Догмитизм и релитивизм.

Есть разные определения истины:

А) Истина – это соответствие знаний действительности.

Б) Истина – это опытная подтверждаемость.

В) Истина – это свойство самосогласованности знаний.

Признаки истины:

  1. Объективность, т.е. независимость от мнения и желания людей. (Земля вращается вокруг Солнца).

  2. Истина – это процесс, а некий одноразовый акт постижения объекта сразу и целиком. Для характеристики объективной истины применяются понятия абсолютной и относительной истины. Это два момента одной и той же объективной истины.

Они выражают разные ступени познания человеком объективного мира.

Абсолютная истина понимается во-первых как полное исчерпывающее знание о действительности. Но такое знание не будет достигнуто никогда, хотя человечество постоянно к этому стремится. Во-вторых. Абсолютная истина понимается как такой элемент знаний, который никогда не будет опровергнут. (Все птицы имеют клюв.) Или, например,»движение – это изменение вообще».

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление и уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, ( например, классическая механика дополнилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о сущности теплорода и эфира)..

В понимании абсолютного и относительного моментов в истине в философии существуют две крайние позиции.

Догматизм – преувеличение значения устойчивого момента в истине. Догматизм не учитывает изменившихся условий, настаивая на старых истинах и правилах. Догматизм связан с косностью и стереотипностью мышления, с личной или коллективной заинтересованностью сохранить неизменными те или иные взгляды, идеологические установки.

Релятивизм – преувеличение изменчивой стороны каждой стороны. Они говорят, что все относительно, трудно сказать, что правильно, что нет, ибо все ежеминутно меняется.

Релятивистский подход к пониманию истины также объясним. История развития человечества показывает, что на каждом этапе познавательной деятельности складывается впечатление, что наконец-то человек достиг совершенного знания в той или иной области. Однако проходит время и это, казалось бы, совершенное знание устаревает с новыми достижениями науки. Каждая новая теория в той или иной степени опровергает старую. Каждый раз обнаруживается, что ранее достигнутая истина не является абсолютной. Отрицательное значение релятивизма заключается в том, что становится проблематичным отграничение науки от философии, обыденного знания, религиозных верований.

Крайний релятивизм предстает как агностицизм, т.е. отрицание самой возможности познания объективного мира. Но такой крайний релятивизм встречается редко, ибо он противоречит реальности. Даже Кант и Юм, которых относят к агностикам, не отрицали саму возможность познания.

Юм, например. писал: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы т принципы, от которых всецело зависят действия объектов.»

Кант согласен с Юмом, что результатом процесса познания является внешнее знание, знание явления, а не сущности. С точки зрения Канта мир разделен на доступные знанию явления – феномены, и непознаваемые вещи в себе – ноумены. Таким образом, Юм и Кант были скорее скептиками, чем агностикамии.

Гегель подчеркивал, что истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется условиями места, времени и другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно точнее. Распространение истинного знания за пределы его действительной применимости превращает истину в заблуждение. Даже такая простая истина как два плюс два является таковой только в десятичной системе исчисления. Положение о том, что сумма внутренних углов треугольника равна 2 d истинно лишь в Евклидовой геометрии и становится заблуждением за ее пределами.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина, это не разные сорта истин, а одно и то же истинное знание со своими характерными признаками.