logo search
философия список первоисточников озо

13.2 Сциентические направления философии XIX в.

Трансценденталистское мировоззрение не получило поддержки со стороны представителей естественных наук, поскольку обладало ярко выраженным идеалистическим характером. В противоположность ему во второй половине XIX в. формируется новая естественно-научная картина мира, которая существенным образом изменила механистическое понимание природы. Возникают целые разделы физики, такие как электродинамика и термодинамика, формируется теория электромагнитного поля.

Создание электромагнитной теории повлекло за собой важные изменения в понимании материи. Выяснилось, что масса электрона зависит от скорости, при этом сама масса рассматривалась в качестве важнейшей характеристики материи. Тем самым возникли сомнения в научной ценности понятия «материя». Отказ от материи в объяснении физических явлений совпал по времени с открытием радиоактивного изучения, природа которого не была установлена. В результате данных открытий разрушилось представление о науке как средстве раскрытия сущности вещей. Научное сообщество вернулось к кантовской идее, что научные истины являются отражением скорее познавательных способностей самого человека, нежели реального положения дел. Вместе с тем, кризис классической физики дал толчок дальнейшему развитию этой науки.

Помимо развития естествознания XIX столетие знаменуется становлением методологии гуманитарных наук, в первую очередь, психологии, социологии и лингвистики. Происходит осознание несводимости внутреннего мира человека к физиологии и необходимости изучения закономерностей развития культурных феноменов, исходя из них самих.

Таким образом, в XIX столетии наблюдается постепенная замена идеи целостной картины мира представлением о принципиальном различии между природным и социальным миром. Отражением поляризации научного познания, противостояния между естественными и гуманитарными науками стало появление двух противоположных течений философии – сциентизма и антисциентизма. Если первое было ориентировано на науку и научное мировоззрение, то второе, напротив, критиковало отношение науки к человеку как объекту среди других объектов и подчеркивало иррациональность человеческой природы.