logo search
философия список первоисточников озо

12.2.1 Теоретическая философия и. Канта

В своем главном труде «Критика чистого разума» И. Кант попытался ответить на вопрос: на каком основании наука претендует на точность своих положений. Таким образом немецкий философ поставил перед собой цель обосновать истинность научного познания.

По мнению Канта, конкретные науки и философия могут претендовать на достоверность своих данных, если они, с одной стороны, основаны на той или иной общечеловеческой (трансцендентальной) способности, а с другой – опираются на чувственные восприятия. Так, математику следует признать достоверным знанием, поскольку ее предметом выступают целостные явления (феномены), возникающие путем соединения ощущений, свидетельствующих о наличии объекта, с пространством и временем, которые Кант признает свойствами человеческого разума. Таким же образом обстоит дело с естествознанием, в задачу которого входит соединение понятий рассудка, таких, как причина, следствие, отношения и т.п. с явлениями, данными в чувственном восприятии. Благодаря успешному решению этой задачи, конкретным наукам – химии, физике, астрономии удается давать рациональное объяснение природным процессам.

В противоположность математике и естествознанию умозрительная философия не может претендовать на общеобязательность своих положений, поскольку она оперирует идеями, которым в объективной реальности ничто не соответствует. Так, идеи мира, души, Бога не подтверждаются чувственными восприятиями. Отсюда Кант делает вывод, что человек никогда не сможет однозначно ответить на вопросы: конечен мир или бесконечен, смертна душа ли бессмертна, существует Бог или нет.

Общий вывод немецкого философа сводится к утверждению, что окружающий нас мир представляет собой результат конструирования нашего разума. Мир существует до нас, но воспринять его мы можем только через призму наших познавательных способностей – чувственности, рассудка и разума. Перешагнуть через них человеку не дано, как не дано узнать, что представляет собой объективная реальность сама по себе. Поэтому ее Кант называет «вещью в себе», а не вещью для нас.