logo search
философия / философия / философия / философия

10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это переход от феодализма к зарождающемуся капитализму, это стремительный рывок вперед во всех сферах человеческой жизнедеятельности и создание своих особых культурных ценностей.

Сразу же отметим: в центре внимания мыслителей не Бог, что было свойственно средневековью, а человек, его природа, интересы, способности. Такая устремленность культуры к проблемам человека получает название гуманизм. Человек могущественен подобно Богу, - считает один из последователей Платона Марсилио Фечино. Другой представитель неоплатонизма Пико делла Мирандолла учит, что человек должен сам решать свою судьбу, определять свое место в мире, ибо человеку дана соединительная связь всей природы. В поэтическом творчестве великих гуманистов Данте и Петрарки реабилитируется человеческая плоть, телесность, презираемая в средние века, утверждается мысль о самоценности земной жизни, о свободе воли и ответственности личности за содеянное. Человек эпохи Возрождения – это жизнерадостная и гордая личность, творец окружающего мира и самого себя. Причем, человек не просто творец, а творец и художник одновременно: Возрождение провозглашает культ Красоты.

В эпоху Возрождения принцип гуманизма сочетается с требованием справедливого устройства общества, появляются первые социалистические утопии, авторы которых Т. Мор и Т. Кампанелла. Предпринимается попытка осознать соотношение государственной власти и насилия.

Кузанский, кардинал католической церкви, вовсе не был атеистом. Тем более интересны его суждения о Боге. Он утверждает: “Бог во всех вещах, как все они в нем”. Такой взгляд, обожествляет природу, мир в целом, называется пантеизмом, в противоположность теизму средневековья, где Бог предписывается надприродная сущность.

Пантеистическое мировоззрение приводит Кузанского к новому взгляду на происхождение Вселенной: акт творения как бы отстраняется, ведь отношение Бога и мира – это отношение целого и части, где часть отграничена от целого. Выдвигается идея отсутствия у мира стабильного центра, каким считалась земля, что совпадает с открытием Коперника, устранившего геоцентрическую систему мира.

Идеи Кузанского развил и углубил Дж. Бруно, который еще более открыто переходит от теизма к пантеизму и возвеличивает природу, материальный мир, порождающий божественные формы жизни из самого себя. Философия Бруно завершает философию Возрождения.

Все это в совокупности изменило взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложило глубокий отпечаток на характер всей последующей науки и философии. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии. Та же обращенность к человеку, те же стихийно-материалистические тенденции.