10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения – это переход от феодализма к зарождающемуся капитализму, это стремительный рывок вперед во всех сферах человеческой жизнедеятельности и создание своих особых культурных ценностей.
Сразу же отметим: в центре внимания мыслителей не Бог, что было свойственно средневековью, а человек, его природа, интересы, способности. Такая устремленность культуры к проблемам человека получает название гуманизм. Человек могущественен подобно Богу, - считает один из последователей Платона Марсилио Фечино. Другой представитель неоплатонизма Пико делла Мирандолла учит, что человек должен сам решать свою судьбу, определять свое место в мире, ибо человеку дана соединительная связь всей природы. В поэтическом творчестве великих гуманистов Данте и Петрарки реабилитируется человеческая плоть, телесность, презираемая в средние века, утверждается мысль о самоценности земной жизни, о свободе воли и ответственности личности за содеянное. Человек эпохи Возрождения – это жизнерадостная и гордая личность, творец окружающего мира и самого себя. Причем, человек не просто творец, а творец и художник одновременно: Возрождение провозглашает культ Красоты.
В эпоху Возрождения принцип гуманизма сочетается с требованием справедливого устройства общества, появляются первые социалистические утопии, авторы которых Т. Мор и Т. Кампанелла. Предпринимается попытка осознать соотношение государственной власти и насилия.
Кузанский, кардинал католической церкви, вовсе не был атеистом. Тем более интересны его суждения о Боге. Он утверждает: “Бог во всех вещах, как все они в нем”. Такой взгляд, обожествляет природу, мир в целом, называется пантеизмом, в противоположность теизму средневековья, где Бог предписывается надприродная сущность.
Пантеистическое мировоззрение приводит Кузанского к новому взгляду на происхождение Вселенной: акт творения как бы отстраняется, ведь отношение Бога и мира – это отношение целого и части, где часть отграничена от целого. Выдвигается идея отсутствия у мира стабильного центра, каким считалась земля, что совпадает с открытием Коперника, устранившего геоцентрическую систему мира.
Идеи Кузанского развил и углубил Дж. Бруно, который еще более открыто переходит от теизма к пантеизму и возвеличивает природу, материальный мир, порождающий божественные формы жизни из самого себя. Философия Бруно завершает философию Возрождения.
Все это в совокупности изменило взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложило глубокий отпечаток на характер всей последующей науки и философии. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии. Та же обращенность к человеку, те же стихийно-материалистические тенденции.
- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.