29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
Проблема познания как диалектика процесса впервые была поставлена в немецкой философии, прежде всего И. Кантом и Г. Гегелем. Подчеркнуть, что Гегель первым проанализировал познание в контексте исторического развития форм практической и познавательной деятельности человеческого общества и выразил на объективно идеалистической основе совпадение диалектики, логики и теории познания.
Марксизм или, в данном случае, диалектический материализм, который уже на новой, материалистической основе развивает положение о совпадении диалектики, логики и теории познания, который утверждает, что проблемы познания не могут быть поняты в отрыве от предметно-практической деятельности человека, и который указывает, что субъект познания производен от субъекта практики, что познание – не единственное и не исходное отношение человека к миру. Его отправными моментами являются материалистическое решение первой стороны основного вопроса философии и понимание познания как отражения мира в сознании человека.
В Марксистской диалектике процесса познания чувственное и рациональное выступают в единстве, в котором чувственное познание (ощущение, восприятие, представление), являясь начальной ступенью познания, поднимается затем на уровень абстрактного логического мышления (рационального познания), образуя последовательно восходящие звенья единого познавательного процесса; рациональное познание при этом никогда не отрывается от чувственного. Это выражается, с одной стороны, в преобразовании восприятия и представления в понятия, суждения и умозаключения, а с другой – в осмысленности чувственных образов, в их обобщенности, в различных преобразованиях их предметного содержания. Этим диалектический материализм преодолевает ограниченность как сенсуализма и интуитивизма, так и рационализма и неопозитивизма.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.