logo
философия / философия / философия / философия

3) Становление древнегреческой философии. Досократики.

Античная культура носила космоцентрический характер.

Для Греции Космос – огромный живой организм, абсолют, выше которого ничего нет, может развиваться только циклически. Судьба людей предопределена космосом. Присутствовал фатализм, носивший героический характер (Ты должен стать героем своей собственной судьбы).

Космос телесен, поэтому все, что определяется им, носит телесный, наглядно натуралистический характер.

В отличие от Древнего Египта, в Греции было слабое обожествление власти, сильная профессиональная и социальная дифференциация населения привели к тому, что все взрослое население Греции участвовало в управлении обществом. Поэтому был осознанный интерес, который необходимо было выдать за общественный. В силу этого в Древней Греции развивались риторика и логика, а философия приняла рациональный характер.

Дальнейший прогресс в развитии культуры, накопление естественнонаучных знаний привели к разрешению назревших проблем. В частности, проблема происхождения мира была поставлена на теоретический фундамент, позволивший вопрос о первоначале мира представить как “всеобщее”, в результате чего мир был заменен философским понятием “Логос”. У представителей милетской (ионийской) школы “всеобщее” приобрело конкретное выражение: у Фалеса – вода, Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь, Анаксимандра – апейрон (беспредельное), как нечто вещественное, связанное с природными стихиями, имеющими душу, из которого все возникает и в которое все вновь возвращается.

Первые греческие философы были одновременно математиками, астрономами, физиологами. Они создавали философское школы, теории и гипотезы. Все эти обстоятельства и определили тип философии, получившей название “ионийская натурфилософия”. А Милет – один из самых процветающих полисов Ионии – стал колыбелью древнегреческой философии.

Основоположником античной диалектики считается Гераклит Эфесский. Он видел сущность бытия в непрерывном движении и изменении, а в основе мира – огонь, как наиболее способный к изменениям. Высказывания Гераклита “Все течет, все изменяется” и “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку” стали символами вечно происходящих в мире изменений. В теории познания Гераклита ведущую роль отводил мышлению, поскольку только мышление приводит к мудрости, а мудрость – это Бог и все повинуется божественным законам (Логосу).

Досократиками был разработан также метафизический метод познания, имевший антидиалектическую направленность. Родоначальником метафизики как антидиалектики был Парменид Элейский. Он утверждал, что существует только одно-единственное, неизменное сущее. Он же считался основателем теории познания. Первым стал различать ощущение и мышление, противостоящие друг другу. Представителем этого учения был также Зенон Элейский, известный своими парадоксами.

Представителями атомистической теории были Левкипп и Демокрит. Левкипп утверждал , что мир состоит из атомов, которые носятся в пустоте. Демокрит развивал атомистическую идею Левкиппа. В теории познания он исходил из предположения,что от тел истекают тонкие оболочки (образы) вещей, воздействующие на органы чувств. Чувственное восприятие он считал основным источником познания, но ведущую роль отводил рациональному познанию. Демокрит отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. Высшим этапом развития древнегреческой атомистики связан с именем Эпикура, к рассмотрению взглядов которого обратимся далее.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4