3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
Античная культура носила космоцентрический характер.
Для Греции Космос – огромный живой организм, абсолют, выше которого ничего нет, может развиваться только циклически. Судьба людей предопределена космосом. Присутствовал фатализм, носивший героический характер (Ты должен стать героем своей собственной судьбы).
Космос телесен, поэтому все, что определяется им, носит телесный, наглядно натуралистический характер.
В отличие от Древнего Египта, в Греции было слабое обожествление власти, сильная профессиональная и социальная дифференциация населения привели к тому, что все взрослое население Греции участвовало в управлении обществом. Поэтому был осознанный интерес, который необходимо было выдать за общественный. В силу этого в Древней Греции развивались риторика и логика, а философия приняла рациональный характер.
Дальнейший прогресс в развитии культуры, накопление естественнонаучных знаний привели к разрешению назревших проблем. В частности, проблема происхождения мира была поставлена на теоретический фундамент, позволивший вопрос о первоначале мира представить как “всеобщее”, в результате чего мир был заменен философским понятием “Логос”. У представителей милетской (ионийской) школы “всеобщее” приобрело конкретное выражение: у Фалеса – вода, Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь, Анаксимандра – апейрон (беспредельное), как нечто вещественное, связанное с природными стихиями, имеющими душу, из которого все возникает и в которое все вновь возвращается.
Первые греческие философы были одновременно математиками, астрономами, физиологами. Они создавали философское школы, теории и гипотезы. Все эти обстоятельства и определили тип философии, получившей название “ионийская натурфилософия”. А Милет – один из самых процветающих полисов Ионии – стал колыбелью древнегреческой философии.
Основоположником античной диалектики считается Гераклит Эфесский. Он видел сущность бытия в непрерывном движении и изменении, а в основе мира – огонь, как наиболее способный к изменениям. Высказывания Гераклита “Все течет, все изменяется” и “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку” стали символами вечно происходящих в мире изменений. В теории познания Гераклита ведущую роль отводил мышлению, поскольку только мышление приводит к мудрости, а мудрость – это Бог и все повинуется божественным законам (Логосу).
Досократиками был разработан также метафизический метод познания, имевший антидиалектическую направленность. Родоначальником метафизики как антидиалектики был Парменид Элейский. Он утверждал, что существует только одно-единственное, неизменное сущее. Он же считался основателем теории познания. Первым стал различать ощущение и мышление, противостоящие друг другу. Представителем этого учения был также Зенон Элейский, известный своими парадоксами.
Представителями атомистической теории были Левкипп и Демокрит. Левкипп утверждал , что мир состоит из атомов, которые носятся в пустоте. Демокрит развивал атомистическую идею Левкиппа. В теории познания он исходил из предположения,что от тел истекают тонкие оболочки (образы) вещей, воздействующие на органы чувств. Чувственное восприятие он считал основным источником познания, но ведущую роль отводил рациональному познанию. Демокрит отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. Высшим этапом развития древнегреческой атомистики связан с именем Эпикура, к рассмотрению взглядов которого обратимся далее.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.