18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
Середина 19 века характеризуется тем, что она показала главенство экономики в социальном развитии. В экономику были втянуты все члены общества. Отношением к экономике, как к важнейшей стороне жизни. Экономика – форма всеобщей социальной связи между людьми. Сформировалось “большое” общество (характеризуется анонимностью связей между людьми с большим количеством анонимных посредников). Посредники – государство; его бюрократический аппарат; система права; идеология, которая узаконивает существующий социальный порядок; деньги, как всеобщий регулятор экономических отношений; наука и экспертные знания. Эти посредники не работают без главного принципа (реализован в 19 в.), а именно: принципа личности. Поведение личности основано не на внешнем принуждении, а на внутреннем нравственном чувстве. При этом общество осознает права личности, а не только обязанности, оно признает за личностью право на личную жизнь, то есть пространство приватности. В глубине себя человек, определяя и структурируя свою социальную жизнь и свою приватность, пришел к выводу, что в остатке он никак не определяем и иррационален. И человек, и мир иррациональны. Это отразилось в философии, которая называется постклассической философией.
Познание становится более конкретным и более строгим, поэтому рационализм как метод достижения истины уточняется. Истина отныне – результат четкой постановки конкретных научных задач и реализации конкретных научных методов (процедур).
Принцип целерационализма – истина есть результат четкой постановки конкретных научных задач и решении их путем выполнения правил научной процедуры. Целерационализм становится неотъемлемой частью науки и человека. Принцип гуманизма переформировался. Человек не просто рациональный субъект, а целерациональный субъект. Возникла профессиональная ответственность, труд стал ценностью, труд оправдывает человека. Кант: “Философия нужна не сама по себе, а нужна для управления обществом”. Бурный экономический рост сопровождался кризисами, социальными конфликтами, войнами, поэтому перед философией стала задача эффективной теории общества, помогающей решать проблемы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.