22) Новоевропейская философия XX века.
Приступая к рассмотрению вопроса, необходимо указать на противоборство двух тенденций, а именно борьбы рационализма, который укоренился на европейской почве, начиная сначала Нового времени, и иррационализма, который стал ответом на оптимизм прогрессивных учений XIX века, а также вскрывшиеся противоречия и угрозы европейской цивилизации. Исток иррационалистической парадигмы зарождается еще в XIX веке, в частности можно отметить в этой связи творчество А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, развитие идей последнего привело к появлению философии жизни во второй половине XX века, с другой стороны целого ряда мистических и теософских течений, например, Е. Блаватской или Р. Штейнера. Во-вторых, необходимо отметить тенденции критического пересмотра и защиты принципов и традиций классической философии в конце XIX – начале XX века. Одним из направлений в философии, которое выступало с критикой традиционных принципов классической философии, было бергосонианство, среди ставших весьма влиятельным уже в XX веке – психоанализ З. Фрейда, феноменология Э. Гуссерля. Главным направлением, защищавшем традиции классической философии, стало неокантианство, которое провозгласило лозунг “Назад к Канту”, ставший также весьма популярным в XX веке, вследствие чего возникает дилемма сциентизма и антисциентизма. В философии под влиянием бурно роста научного знания ( в первую очередь естественных дисциплин) возникают такие направления как эмпириокритицизм, логический позитивизм Венского кружка, неопозитивизм. В-четвертых, рассмотреть реалии и противоречия формирующегося рыночного конкурентного общества – европейского капитализма, который вызвал целый ряд новых течений в современной философии. Среди них можно упомянуть такие, как прагматизм, наиболее видные мыслители этого течения – П. Джемс И Д. Дьюи, “экспериментальный натурализм” (С. Хук), операционализм Бриджмена, струкрализм – К. Леви-Стросс, Ф. Соссюр. В-пятых, необходимо рассмотреть новый стиль, который приходит на смену прошлому и проявляется во всех сферах культуры – модерн. В области философии он оказал серьезное влияние на появление персонализма. Здесь можно отметить таких мыслителей как Эю Мунье, Ж. Лакруа, Б. Боун. Во второй половине XX века появилось такое направление как постмодернизм или постмодерн, что можно видеть в творчестве таких философов как Ж. Деррида, Лиотар. В-шетсых, необходимо указать на новую постановку проблемы человека в философии XX века. Собственно говоря, эта проблема становится одной из центральных в философском размышлении в XX веке. Основной парадигмой в ее исследование стал экзистенциализм – одно из наиболее авторитетных философских направлений в современной западной философии. Причем можно выделить как религиозный экзистенциализм – М. Хайдеггер, К. Ясперс, так и экзистенциализм атеистического толка – Ж. П. Сартра или А. Камю. Проблема человека интересовала также и философские течения связанные с католицизмом и протестантизмом. В частности, неотомизм – Т. Де Шарде, Э. Жильсон, Ж. Маритен. Крупнейшим протестантскими философами были – К. Барт, П. Тиллих, Рейнгольд и Ричард Нибуры.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.