11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
Философия Нового времени открывает западную традицию в философии. Понятие “Запад” – не географическое, а цивилизационное. Новоевропейское общество есть общество индустриальной современности. Формируется в 17 веке. Эта философия антропоцентрична, то есть человек стоит в центре, в форме рационального гносеологического и социального субъекта. Это точка опоры всей западной философской традиции.
Принципы:
1) Рационализм – вера в разумность основания мира, вера в единственность истины, вера в ее достижимость, вера в устранимость препятствий на пути к истине. Детерминизм. Для классической эпохи характерен непререкаемый авторитет науки. Это не просто формы знания, а факторы общественного развития. Они призваны определять эталонное состояние общества и человека и указать подлинные пути достижения этих состояний. Приоритет отдается философии как к царице наук. Любое социальное решение, ссылающиеся на авторитет теоретического знания, приобретает статус законного.
2) Принцип историзма – принцип веры в общий прогресс человечества. Прогресс общества на основе развития наук, искусств и ремесел.
3) Принцип гуманизма – принцип веры человека в человека разумного.
В 17 веке сместились некоторые акценты относительно средневекового периода. Бог перестает быть антологичным абсолютом и по этому актуальнее становится проблема субстанции (нечто, лежащее в основе) – внутреннее предельное основание мира. В теории познания. Бог перестал быть субъектом познания. Им стал человек, и процесс познания стал восприниматься как субъект-объектные отношения. 17 век – это время картины мира, предназначенной для разглядывания, изучения.
Английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон – первый величайший исследователь природы в Новое время. Его философия есть материализм. Для Бэкона совершенно бесспорно существование объективного материального мира, он убежден, что материя обладает внутренней силой, активностью и неотделима от движения. Последовательно развивая мысль о полезности науки для практической деятельности, Бэкон считает, что наука тогда отвечает данной цели, когда вооружена новыми методами исследования. Как родоначальник эмпиризма Бэкон утверждает решающую роль опыта в познании. Знание не возникает в голове человека само по себе, оно индуцируется (находится) экспериментом. Метод экспериментирования связан с другим методом, также разработанным Бэконом, - индукцией, то есть такой формой доказательства, когда мысль движется от частного к общему.
Подобно Бэкону французский философ и ученый Рене Декарт занимается проблемами научного познания, но его позиции отличны от позиций англичанина. Не отрицая значение опытно-экспериментальных исследований в естественных науках, Декарт однако считает, что открытия совершаются не вследствие опытов, как бы ни были они совершенны, а вследствие активности человеческого интеллекта, который определяет и сами опыты. Ориентация на разум делает методологию Декарта рационалистической, а его самого представителем рационализма.
Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные – это сложные машины. Человек же, в отличие от животных, обладает разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Для объяснения этих явлений Декарт вынужден был допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции – души. Характерной чертой философии Декарта является, таким образом, дуализм.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.