logo
философия / философия / философия / философия

11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.

Философия Нового времени открывает западную традицию в философии. Понятие “Запад” – не географическое, а цивилизационное. Новоевропейское общество есть общество индустриальной современности. Формируется в 17 веке. Эта философия антропоцентрична, то есть человек стоит в центре, в форме рационального гносеологического и социального субъекта. Это точка опоры всей западной философской традиции.

Принципы:

1) Рационализм – вера в разумность основания мира, вера в единственность истины, вера в ее достижимость, вера в устранимость препятствий на пути к истине. Детерминизм. Для классической эпохи характерен непререкаемый авторитет науки. Это не просто формы знания, а факторы общественного развития. Они призваны определять эталонное состояние общества и человека и указать подлинные пути достижения этих состояний. Приоритет отдается философии как к царице наук. Любое социальное решение, ссылающиеся на авторитет теоретического знания, приобретает статус законного.

2) Принцип историзма – принцип веры в общий прогресс человечества. Прогресс общества на основе развития наук, искусств и ремесел.

3) Принцип гуманизма – принцип веры человека в человека разумного.

В 17 веке сместились некоторые акценты относительно средневекового периода. Бог перестает быть антологичным абсолютом и по этому актуальнее становится проблема субстанции (нечто, лежащее в основе) – внутреннее предельное основание мира. В теории познания. Бог перестал быть субъектом познания. Им стал человек, и процесс познания стал восприниматься как субъект-объектные отношения. 17 век – это время картины мира, предназначенной для разглядывания, изучения.

Английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон – первый величайший исследователь природы в Новое время. Его философия есть материализм. Для Бэкона совершенно бесспорно существование объективного материального мира, он убежден, что материя обладает внутренней силой, активностью и неотделима от движения. Последовательно развивая мысль о полезности науки для практической деятельности, Бэкон считает, что наука тогда отвечает данной цели, когда вооружена новыми методами исследования. Как родоначальник эмпиризма Бэкон утверждает решающую роль опыта в познании. Знание не возникает в голове человека само по себе, оно индуцируется (находится) экспериментом. Метод экспериментирования связан с другим методом, также разработанным Бэконом, - индукцией, то есть такой формой доказательства, когда мысль движется от частного к общему.

Подобно Бэкону французский философ и ученый Рене Декарт занимается проблемами научного познания, но его позиции отличны от позиций англичанина. Не отрицая значение опытно-экспериментальных исследований в естественных науках, Декарт однако считает, что открытия совершаются не вследствие опытов, как бы ни были они совершенны, а вследствие активности человеческого интеллекта, который определяет и сами опыты. Ориентация на разум делает методологию Декарта рационалистической, а его самого представителем рационализма.

Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные – это сложные машины. Человек же, в отличие от животных, обладает разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Для объяснения этих явлений Декарт вынужден был допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции – души. Характерной чертой философии Декарта является, таким образом, дуализм.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4