logo
философия / философия / философия / философия

25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.

В новоевропейской философии материя выступила как структурно-функциональный принцип природы.

Декарт, атрибуты материи: протяженность, большая делимость, структурность. Материю может быть определить при помощи математического конструирования.

Материю отождествляли с массой; с веществом, состоящим из атомов.

Материя – это философия категория для обозначения объективной реальности, которая отображается, копируется человеком в его ощущениях (Ленин). С одной стороны это определение вполне субстанционально, так как утверждается, что материя существует объективно. С другой стороны ее свойства как бы определяются процессом познания. Своим определением Ленин кладет мировоззренческий предел познавательной деятельности ученых. Более того, он говорит о том, что понятие субстанции относительно, оно выражает степень углубления процесса постижения реальности. Материя не может существовать иначе как в пространстве и времени и в изменении взаимодействия материальных процессов, ее составляющих (≈ движение материи).

Под движением надо понимать любое изменение взаимодействия развития, а не только перемещение в пространстве. Если ранее считали, что механическое движение первично другим видам движения, то сегодня оно рассматривается внешним отображением сложных видов движения (движение руки). Виды движения: физическое, химическое, биологическое, социальное.

Пространство – философская категория для характеристики материальных систем со стороны их протяженности и взаимодействия, взаиморасположенности по отношению друг к другу. Время – это философская категория, характеризующая материальные системы со стороны длительности и последовательности их существования. Атрибуты – это свойства, переходящие на все состояния материи. Пространство акцентирует внимание на структурированность материи, на ее зернистости, структурности, сцепленности. Время акцентирует внимание на пластичности материи.

26) Эволюция представлений о формах и об уровнях организации материи в классической и неклассической научно-философской картинах мира. Метафизический и диалектический методы как подходы к описанию окружающей реальности.

Каждая научная дисциплина формирует свою собственную картину мира. Общенаучная картина мира. Общенаучная картина мира всегда носит мировоззренческую и методологическую функцию. Есть нуачно-философская картина мира.

Эволюция представлений о формах и об уровнях организации материи в научно-философских картинах мира: 1) классическая научно-философская картина Мира (17-сер. 19), принципы: а) принцип материальности мира; б) восприятие мира как огромной машины, работающей по законам механики (механический детерминизм); в) принцип Лапласса: “Зная состояние системы на данный момент, мы по законам механики можем вычислить все предыдущие и последующие состояния системы”; г) абсолютность времени и пространства (пустота со временем и пространством); д) принцип редукционизма (усложнение системы не ведет к приобретению ею новых качеств, отличных от качеств на более низком уровне развития); 2) неклассическая научно-философская картина Мира (с 19 в.): этот процесс формирования начался в социальных науках, когда Маркс начал использовать диалектический метод в процессах товарного производства. Этот же метод стал использовать в науках, изучающих эволюционные процессы (геология, космогония). И в самой физике, которую до этого изучали обратимые регулируемые процессы, произошли изменения: открытия энтропии в термодинамике. Стала рушиться механистическая картина мира, когда были созданы основы квантовой механики и теории относительности Энштейна. Представление о характере времени и пространства. Они стали восприниматься относительными (зависящими от процессов, которые не происходят). Отказ от принципа редукционизма.

Универсальным методом является метафизический метод исследования и описания действительности. Он характеризуется поверхностным взглядом на мир. Его характеристики: 1) всякое движение рассматривается как чисто количественное или чисто качественное изменение без связи то и другого. Источником движения является внешние воздействие; 2) преувеличивает одну сторону, свойство, качество, характеристику предмета, процесса или явления в ущерб другим; 3) рассмотрим процесс, предмет или явление без связи с другими предметами, процессами или явлениями.

Черты диалектики: 1) пытается рассмотреть предмет, процесс в развитии, изменении как качественные характеристики. В качестве источника такого развития диалектика называет внутреннее противоречие системы; 2) диалектика пытается рассмотреть предмет, процесс, явление в единстве всех их сторон, качеств характеристик, свойств; 3) диалектический метод описывает процесс, предмет и явление в процессе взаимодействия с другими процессами, предметами, явлениями в совокупности всех ее связей. Диалектика опирается на 3 закона: 1) единство и взаимодействие противоположностей; 2) переход из качественного в количественное; 3) отрицание отрицания.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4