logo
философия / философия / философия / философия

14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.

Локк, основывая свою концепция на главном принципе сенсуализма “нет ничего в уме, что прежде не было бы в ощущении”, подвергает критике декартовское учение о врожденных идеях. Локк отрицает их врожденность. Также и идея Бога, по мысли Локка, не являясь всеобщей по причине существования атеистов, не может считаться врожденной. Отрицание врожденных идей закономерно приводит Локка к представлению о человеческой душе в начале жизни как “белой бумаге”, заполняемой последующим внешним и внутренним опытом.

Главная особенность локковской теории познания состоит в различении первичных и вторичных качеств. Причина подобного различия качеств предмета скрывается в философском вопросе о том, является ли реальность таковой, каковой она представляется человеческим чувствам. Обратите внимание на то, что, разделяя свойства вещей на первичные – объективные (протяженность, форма, движение или покой, число, плотность) и вторичные – изменчивые данные органов чувств (цвет, звук, запах, вкус), Локк стремится сгладить противопоставление объективного и субъективного, характерное для рационализма. Отмечая субъективность вторичных качеств, Локк утверждает, что они порождаются не просто деятельностью органов чувств, а лежащими в основе этой деятельности первичными качествами.

Трансформация локковской непоследовательности в идеалистический сенсуализм, осуществляется Беркли посредством отчуждения первичных качеств от вторичных, в результате чего все чувственно воспринимаемые качества вещей объявляются существующими лишь в сознании человека. Он стремится избежать солипсизма посредством утверждения непрерывного существования вещей как воспринимаемых не тем или другим духом, а всей совокупностью духов. Стремление философии Беркли к объективному идеализму, выразилось в выведении существования бесконечного Субъекта восприятия – Бога из провозглашаемого им реального существования чувственных вещей как необходимо воспринимаемых.

Гносеологический аспект формулы Беркли: “существовать – значит быть воспринимаемым”. Вытекающий из нее вывод о существовании только единичных вещей, означает отрицание реальности общего, что выражает номиналистическую позицию Беркли, приведшую его к отрицанию абстрактных общих идей, которые он заменяет обобщенным наглядным образом единичного.

Юм, как Локк и Беркли, решает вопрос об источнике знания с сенсуалистических позиций. Но в отличие от Локка, толковавшего “простые идеи” как результат воздействия объективно существующих предметов на органы чувств, в отличие от Беркли, по мысли которого человеческие ощущения порождаются Богом. Юм занимает скептическую позицию, утверждая проблематический характер самих внешних объектов. Юм считает, что восприятия нельзя отличать от внешних тел, поэтому большинство людей этого и не делает, и лишь философы, вопреки здравому смыслу, различают объекты и их восприятие. Подобное разведение Юм рассматривает как плод деятельности человеческого воображения, которое придавая дискретным восприятием непрерывность, смешивает последнюю с тождественным объектом, что рождает иллюзию его объективного существования с наличием особой субстанции в мире вещей. Учение Юма о субстанции противостояло, с одной стороны, объективному идеализму, а с другой – материализм. Выражая сомнение в материальной субстанции, Юм использовал номиналистические аргументы Беркли, подвергает сомнению и существование духовной субстанции, в критике которой использует уже аргументы Локка. Локк, признавая существование субстанции, отрицал возможность ее познания, считая, что ни внешний, ни внутренний опыт о ней ничего не говорят. Отрицание Юмом субстанции как таковой ведёт к отрицанию субстанциального единства личности, которая понимается им как связка или пучок различных восприятий.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4