14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
Локк, основывая свою концепция на главном принципе сенсуализма “нет ничего в уме, что прежде не было бы в ощущении”, подвергает критике декартовское учение о врожденных идеях. Локк отрицает их врожденность. Также и идея Бога, по мысли Локка, не являясь всеобщей по причине существования атеистов, не может считаться врожденной. Отрицание врожденных идей закономерно приводит Локка к представлению о человеческой душе в начале жизни как “белой бумаге”, заполняемой последующим внешним и внутренним опытом.
Главная особенность локковской теории познания состоит в различении первичных и вторичных качеств. Причина подобного различия качеств предмета скрывается в философском вопросе о том, является ли реальность таковой, каковой она представляется человеческим чувствам. Обратите внимание на то, что, разделяя свойства вещей на первичные – объективные (протяженность, форма, движение или покой, число, плотность) и вторичные – изменчивые данные органов чувств (цвет, звук, запах, вкус), Локк стремится сгладить противопоставление объективного и субъективного, характерное для рационализма. Отмечая субъективность вторичных качеств, Локк утверждает, что они порождаются не просто деятельностью органов чувств, а лежащими в основе этой деятельности первичными качествами.
Трансформация локковской непоследовательности в идеалистический сенсуализм, осуществляется Беркли посредством отчуждения первичных качеств от вторичных, в результате чего все чувственно воспринимаемые качества вещей объявляются существующими лишь в сознании человека. Он стремится избежать солипсизма посредством утверждения непрерывного существования вещей как воспринимаемых не тем или другим духом, а всей совокупностью духов. Стремление философии Беркли к объективному идеализму, выразилось в выведении существования бесконечного Субъекта восприятия – Бога из провозглашаемого им реального существования чувственных вещей как необходимо воспринимаемых.
Гносеологический аспект формулы Беркли: “существовать – значит быть воспринимаемым”. Вытекающий из нее вывод о существовании только единичных вещей, означает отрицание реальности общего, что выражает номиналистическую позицию Беркли, приведшую его к отрицанию абстрактных общих идей, которые он заменяет обобщенным наглядным образом единичного.
Юм, как Локк и Беркли, решает вопрос об источнике знания с сенсуалистических позиций. Но в отличие от Локка, толковавшего “простые идеи” как результат воздействия объективно существующих предметов на органы чувств, в отличие от Беркли, по мысли которого человеческие ощущения порождаются Богом. Юм занимает скептическую позицию, утверждая проблематический характер самих внешних объектов. Юм считает, что восприятия нельзя отличать от внешних тел, поэтому большинство людей этого и не делает, и лишь философы, вопреки здравому смыслу, различают объекты и их восприятие. Подобное разведение Юм рассматривает как плод деятельности человеческого воображения, которое придавая дискретным восприятием непрерывность, смешивает последнюю с тождественным объектом, что рождает иллюзию его объективного существования с наличием особой субстанции в мире вещей. Учение Юма о субстанции противостояло, с одной стороны, объективному идеализму, а с другой – материализм. Выражая сомнение в материальной субстанции, Юм использовал номиналистические аргументы Беркли, подвергает сомнению и существование духовной субстанции, в критике которой использует уже аргументы Локка. Локк, признавая существование субстанции, отрицал возможность ее познания, считая, что ни внешний, ни внутренний опыт о ней ничего не говорят. Отрицание Юмом субстанции как таковой ведёт к отрицанию субстанциального единства личности, которая понимается им как связка или пучок различных восприятий.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.