42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.
Активное распространение экономического, социального политического, культурного и военного влияния Запада привело к втягиванию различных стран и регионов мира в единый исторический процесс. Это обстоятельство побудило различные незападные культуры и цивилизации определить свое самоотношение перед лицом успешности развития новоевропейского общества. Западу же этот успех дал право определять существование других культур и цивилизаций сточки зрения степени их отличия (развитости по отношению к нему).
Данная мировоззренческая ситуация и предопределила разработку концепции трех типов общества: доиндустриального (традиционного), индустриального (современного, или общества индустриальной современности, то есть западного) и постиндустриального (постсовременного или информационного).
Согласно этой концепции исторически первыми являются традиционные общества, в качестве основы самовоспроизводства которых выступают традиции. При помощи этих традиций, то есть ссылаясь на успешность своего активного прошлого опыта, такие общества обосновывают способ и формы своего существования. Основное содержание этих традиций определяется мифологическими и религиозными представлениями, носящими ярко выраженный коллективный характер.
Социальная структура традиционного общества носит аморфный характер. Это обстоятельство, в сочетании с фактом преобладания в обществе недеятельной личности (личность типа Б), приводит к отсутствию четкого разделения ценностей, господствующих в обществе, на общемировоззренческие (определяющие общий порядок видения и деления природного и социального мира) и инструментальные (регулирующие повседневную деятельность и поведение индивидов). Общество осуществляет жесткий мировоззренческий контроль над индивидом, его социальным поведением. Цикличность развития при прединдустриальном характере производства предопределила отсутствие отложенного спроса, ориентацию потребления на сегодняшний день, породила критическое отношение к накопительству.
Современное общество наоборот утверждает приоритет инноваций над традицией, выделенную личностность индивида, его предприимчивость (личность типа А). Во современном обществе развитие приобретает не циклический, а поступательный характер.
Социальная система современного общества достаточно четко структурирована, общественное развитие осуществляется на национально-государственной основе и приобретает демократический характер. Социальные связи в обществе функционализируются, они становятся универсальными и выступают в качестве господствующих общественных институтов. Культура приобретает светский характер, в ней начинают преобладать формы городской культуры, все большую роль в жизни людей играют инструментальные ценности, возрастает значимость точных наук и технологического знания; образование становится массовым. Общим итогом вступления общества в современную стадию становится резкое ускорение его экономического, социального и культурного развития.
Тема постсовременного общества в современной социальной философии возникла в результате осознания противоречивости процесса модернизации как перехода от традиционных обществ к обществам современным. Оказалось, что модернизационное развитие для многих стран и регионов мира было весьма болезненным и зачастую сопряжено с многочисленными потерями национально-культурного, социального и человеческого плана. Кроме того, на основе изучения модернизационных процессов, происходящих в ряде стран Азии, Латинской Америки и Восточной Европы (речь, бывшего коммунистического блока) был сделан вывод о том, что “индустриальная современность” может приобретать весьма причудливые формы. И, наконец, в понятии “постсовременное общество” нашел свое отражение факт эволюции таких ведущих центров современного общественного развития как Западная Европа и США.
Тем не менее, сегодня более уместно говорить о постсовременной обществе лишь как о модели возможного развития как Запада (который долгие годы воспринимался как синоним современного общества), так и модернизирующихся обществ. (Кстати сказать, рассматриваемые под этим углом зрения модернизационные процессы трактуются некоторыми исследователями как постмодернизация).
Итак, постсовременное общество, как прообраз будущего общественного развития характеризуется следующие черты: 1) Ориентация на инновационное развитие. Но при уважении к традиции; интегральный образ времени: “прошлое – настоящие – будущее”; 2) Сочетание естественной эволюции общества с ускорением; эффективное производство, но с ограничением пределов роста; 3) Развитие производства на постиндустриальной (информационной) основе; 4) Сочетание личностей типа А и типа Б; 5) Опора как на инструментальные, так и на общемировоззренческие ценности: ценностно-целевая рациональность; использование точных наук и технологического знания, но и признание значимости общемировоззренческого знания; использование точных наук и технологического знания, но и признание значимости общемировоззренческих знания; массовой характер образования. 6) Этническо-национальный характер социальных процессов; сочетание демократии с уважением к авторитет, институциональных и гибких, универсальных и локальных социальных связей, городских и деревенских форм жизни.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.