logo
философия / философия / философия / философия

42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.

Активное распространение экономического, социального политического, культурного и военного влияния Запада привело к втягиванию различных стран и регионов мира в единый исторический процесс. Это обстоятельство побудило различные незападные культуры и цивилизации определить свое самоотношение перед лицом успешности развития новоевропейского общества. Западу же этот успех дал право определять существование других культур и цивилизаций сточки зрения степени их отличия (развитости по отношению к нему).

Данная мировоззренческая ситуация и предопределила разработку концепции трех типов общества: доиндустриального (традиционного), индустриального (современного, или общества индустриальной современности, то есть западного) и постиндустриального (постсовременного или информационного).

Согласно этой концепции исторически первыми являются традиционные общества, в качестве основы самовоспроизводства которых выступают традиции. При помощи этих традиций, то есть ссылаясь на успешность своего активного прошлого опыта, такие общества обосновывают способ и формы своего существования. Основное содержание этих традиций определяется мифологическими и религиозными представлениями, носящими ярко выраженный коллективный характер.

Социальная структура традиционного общества носит аморфный характер. Это обстоятельство, в сочетании с фактом преобладания в обществе недеятельной личности (личность типа Б), приводит к отсутствию четкого разделения ценностей, господствующих в обществе, на общемировоззренческие (определяющие общий порядок видения и деления природного и социального мира) и инструментальные (регулирующие повседневную деятельность и поведение индивидов). Общество осуществляет жесткий мировоззренческий контроль над индивидом, его социальным поведением. Цикличность развития при прединдустриальном характере производства предопределила отсутствие отложенного спроса, ориентацию потребления на сегодняшний день, породила критическое отношение к накопительству.

Современное общество наоборот утверждает приоритет инноваций над традицией, выделенную личностность индивида, его предприимчивость (личность типа А). Во современном обществе развитие приобретает не циклический, а поступательный характер.

Социальная система современного общества достаточно четко структурирована, общественное развитие осуществляется на национально-государственной основе и приобретает демократический характер. Социальные связи в обществе функционализируются, они становятся универсальными и выступают в качестве господствующих общественных институтов. Культура приобретает светский характер, в ней начинают преобладать формы городской культуры, все большую роль в жизни людей играют инструментальные ценности, возрастает значимость точных наук и технологического знания; образование становится массовым. Общим итогом вступления общества в современную стадию становится резкое ускорение его экономического, социального и культурного развития.

Тема постсовременного общества в современной социальной философии возникла в результате осознания противоречивости процесса модернизации как перехода от традиционных обществ к обществам современным. Оказалось, что модернизационное развитие для многих стран и регионов мира было весьма болезненным и зачастую сопряжено с многочисленными потерями национально-культурного, социального и человеческого плана. Кроме того, на основе изучения модернизационных процессов, происходящих в ряде стран Азии, Латинской Америки и Восточной Европы (речь, бывшего коммунистического блока) был сделан вывод о том, что “индустриальная современность” может приобретать весьма причудливые формы. И, наконец, в понятии “постсовременное общество” нашел свое отражение факт эволюции таких ведущих центров современного общественного развития как Западная Европа и США.

Тем не менее, сегодня более уместно говорить о постсовременной обществе лишь как о модели возможного развития как Запада (который долгие годы воспринимался как синоним современного общества), так и модернизирующихся обществ. (Кстати сказать, рассматриваемые под этим углом зрения модернизационные процессы трактуются некоторыми исследователями как постмодернизация).

Итак, постсовременное общество, как прообраз будущего общественного развития характеризуется следующие черты: 1) Ориентация на инновационное развитие. Но при уважении к традиции; интегральный образ времени: “прошлое – настоящие – будущее”; 2) Сочетание естественной эволюции общества с ускорением; эффективное производство, но с ограничением пределов роста; 3) Развитие производства на постиндустриальной (информационной) основе; 4) Сочетание личностей типа А и типа Б; 5) Опора как на инструментальные, так и на общемировоззренческие ценности: ценностно-целевая рациональность; использование точных наук и технологического знания, но и признание значимости общемировоззренческого знания; использование точных наук и технологического знания, но и признание значимости общемировоззренческих знания; массовой характер образования. 6) Этническо-национальный характер социальных процессов; сочетание демократии с уважением к авторитет, институциональных и гибких, универсальных и локальных социальных связей, городских и деревенских форм жизни.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4