20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
Своеобразие философской традиции: она антропоцентрична (проблема бытия – главная проблема). Бытие человека близко рассматривается с бытием общества. Она социоориентированная (бытие человека не мыслится вне общества бытия). Русская философия религиозна. Тесно переплетена с историей. Основные вехи, повлиявшие на философию: 1) принятие христианства; 2) процесс складывания русского централизованного государства вокруг Москвы; 3) церковный раскол 17 век; 4) петровские реформы конец 17 – 18 вв. Философия была злободневной. Русская философия была мощнейшим фактором в развитии государства. Это определило публицистически характер философии. Периодизация русской философской культуры: 1) 11 – конец 3 чет. 17 вв. – религиозно-богослоский период; 2) нач. 4 чет. 17 в – нач. 19 в. – период русского просвещения; 3) 30-е годы 19 в – 20-е годы 20 в. – третий период полемики между славянофилами и западниками. Россия как тип цивилизации должна была ответить на вызов Запада. Первым это сделал Петр I. Ключевые понятия: Запад, Россия, Восток. Понятия: З – индивидуальность, Р – тотальность (всеобщность), З – рациональность, Р – духовность (чувственность). 3 период. Суть полемики: Иван Васильевич Киреевский (славянофил) написал статью “19 век”, в которой он попытался оценить перспективы развития мира в 19 веке. После немецкой классической философии настал кризис рационализма (основы культуры и цивилизации Запада). Запад стал искать новые основы своего существования. Обратились к России. Так как русский человек - духовный человек, “живой” человек (рационализм – холоден). У русского – зрячий ум – это синтетическая форма познания (рационализм+интуитивизм+религиозное чувство). А. С. Хомяков разрабатывает учение о соборности, согласно которому русский человек – человек общинный. Славянофилы подчеркивают значимость духовной власти. Ю. Ф. Самарин – еще один деятель славянофил. Почвенничество – (Н. Я Данилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский). Русская интеллигенция оторвалась от народной почвы и поэтому виновата перед народом. Европеец – гибель “человека”. Западное общество – унификация человека.
Западники (Россия есть отсталая Европа). 1) консерваторы (Катков, Ф. В. Булгарин) процветание возможно только при монархе (образованном);2) либеральные (Б. Н. Чичерин; К. Д. Кавелин; Т. Н. Грамовский); 3) демократы – революционеры (А. И. Герцен, В. Г. Белинский; Н. Г. Чернышевский). Они видели процветание в революции, выступали за социалистический строй. П. Я. Чаадаев – “сумасшедший” русской философии. Стоял между Западниками и Славянофилами. “Каждый народ должен быть примером для развития других стран”; “Россия – пример как не надо развиваться”.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1) Философия как теоретический тип мировоззрения.
- 2) Философия в системе культуры. Социокультурные функции философии.
- Функции философии
- 3) Становление древнегреческой философии. Досократики.
- 4) Классический период античной философии. Сократ.
- 5) Классический период античной философии. Платон.
- 6) Классический период античной философии. Аристотель.
- 7) Эллинистическо-римская философия.
- 8) Средневековая христианская философия. Период патристики. Теология Воли Августина Аврелия.
- 9) Схоластический период в развитии средневековой христианской философии. Теология Разума Фомы Аквинского.
- 10) Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
- 11) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта.
- 12) Становление классического новоевропейского мировоззрения в XVII-XVIII в.В.: учение о субстанции. Великие метафизические системы XVII в. (р. Декарт, б. Спиноза, г. В. Лейбниц).
- 14) Английский сенсуализм: теория познания Дж. Локка; субъективный идеализм Дж. Беркли; скептицизм д. Юма.
- 15) Гносеология и. Канта.
- 16) Этическое учение и. Канта.
- 17) Учение об Абсолютной Идее и диалектика г. В. Ф. Гегеля.
- 18) Постклассическая философия второй половины XIX–начала XX в. В.
- 19) Учение к. Маркса и ф. Энгельса о человеке и обществе.
- 20) Общая характеристика Русской философии. Полемика западников и славянофилов.
- 21) Религиозная философия в. С. Соловьева. Русский космизм.
- 22) Новоевропейская философия XX века.
- 23) Общая характеристика философии постмодерна.
- 24) Философская категория “бытие”. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- 25) Философская категория “материя”, ее методологическое значение для научно-философского мировоззрения. Атрибуты и способы существования материи.
- 27) Основные черты современной (постнеклассической) научно-философской картины мира. Синергетика как теория развития и универсальный метод изучения процессов, происходящих в мире.
- 28) Познание, его типы и роль в жизни общества. Субъект и объект познания.
- 29) Диалектика процесс познания. Единство чувственного и рационального познания.
- 30) Проблема истины. Социокультурная человеческая деятельность как критерий истины.
- 31) Специфика научного познания. Роль науки в культуре и в обществе.
- 32) Специфика философского подхода к феномену человека. Основные философские традиции понимания сущности человека.
- 33) Основные концепции антропогенеза. Биологические и социальные факторы становления человека.
- 34) Основные стороны человеческой природы. Человек как биологическое существо.
- 35) Основные стороны человеческой природы. Человек как социальное существо.
- 38) Эволюция представлений об обществе в истории социально-философской мысли.
- 39) Общество как система. Экономическая, политическая, социальная духовная подсистемы и их взаимодействие.
- 40) Причины и движущие силы социальных изменений. Проблема направленности эволюции общества.
- 41) Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 42) Доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества.