20. Учение о монадах и диалектика г. Лейбница.
Нем ф-ф и матем-к (1646-1716) Л: О идеализм, плюр-м, деизм, рац-м
Стремл-е совм-ть несовм-е: Н и религию.
Л выдвинул плюралистическую концепцию бытия как совак-и мн-ва субст-й - М. Мир сот-т из мн-ва субст-й - М (плюр-м).
М - исх-е начало всего сущего обл-т абс-й прост-й и неделим-ю и не м б сложн-й и протяж-й (истин-е атомы прир-ы). М уникальна и неуничтожима. М имеют дух-ю прир-у.
Первич-е и осн-е св-во М: самост-ть, самодеят-ть, самодвиж-е (диал-ка). Движущ-я сила М - внутр-й принцип, в кот закл-я все ее разнообр-е (перцепция).
П - чувств-е воспр-е отраж-ся вещей, это предст-е имеющ-е идеальн-й хар-р.
Сущ-т мно-во М, яв-ся базисными эл-ми, из кот устроена всел-я.
Кажд отдел-я М предст-т замк-й мир, и, яв-сь частью опр-й иерархии, отражает каждая по-своему Вселенную.
М - это некие непр-венные, дух-е точки, присущие конкр-м вещам, базисные эл-ты Вселенной.
М "не имеют окон", они не влияют друг на друга. Для преодол-я замкн-ти М, Л вводит "принцип предуст-й гарм-и" исх-й от Бога и обеспеч-й внутр-й порядок всего мира М. Взаимод-т М спонтанно, но согласов-о благодаря бож-й мудрости.
Яв-сь "живым зеркалом универсализма", М делятся на три вида:
- М низшей ступени развития, имеющих лишь смутные предст-я о Вселенной
- монады-души, облад-е ощущ-и и предст-и
- М-духи, надел-е созн-м.
Созн-е присуще только тем М, кот обл-т самосозн-м (апперцапцией). Обл-т созн-м только чел.
На вершине иерархии - высшая монада, разум которой имеет ясные предст-я, Бог.
Л соглаш-ся с эмпириками, что чувства необх-ы для позн-я. Т.о. получ-ся разгранич-е чувств и позн-я (рациональн)
Гносеология Л интересна 2-мя родами истины:
Ист разума - это врожд-е идеи, опытом их оправдать невозм-о. Осн. ист-й разума яв-ся всеобщ-ть и необх-ть, присущи логич-у и матем-у знан-ю.
Ист факта - не м б вывед-ы дедукт-м путем и прибор опытом: законы прир.
Ист разума выше ист факта.
Познать М можно только разумом.
В целом, учение Лейбница о М предст-т собой доктрину бесконеч-о субстанциального многообр-я.
№21. Матереалистический сенсуализм Локка.
Английский философ-просветитель и политический мыслитель Дж. Локк сформулировал основы эмпиризма, разработав сенсуалистическую теорию познания.
Работа «Опыт о человеческом разуме» - ставит цель исследовать человеческий разум, его способности, функции, пределы. Знание предохранит от умственной бездеятельности.
Согласно Локку, не существует прирожденных уму человека идей ни в теоретическом мышлении, ни в нравственных убеждениях. Знания, идеи, принципы формируются благодаря усилиям каждого человека. Душа, разум – это «чистый лист бумаги». Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях Единственным источником.идей может быть только опыт.
Два источника идей:
Ощущения – возникают от воздействия на органы чувств внешних тел.
А) идеи первичных качеств – неотделимы от тел, находятся в них самих, то есть объективно существуют. (плотность, масса, движение и т.п.)
Б) идеи вторичных качеств – связаны с познающим субъектом и определяются его ощущениями. Возникают при встрече объекта с субъектом (вкус, цвет, звук, тепло, боль и т.д.).
2) Рефлексия – деятельность самого ума. Возможность совершать с ощущениями различные действия, производить их обработку. (Три способности души: сопоставление, соединение, абстрагирование)=> формирование идей.
Истинность идей:
Истинность предполагает всегда утверждение или отрицание.
Виды знаний:
Интуитивное (самое достоверное по Локку) – основано на обобщении внутреннего опыта
Демонстративное (доказательное) – основано на обобщении идей.
Сенситивное(чувственное) – восприятие отдельных единичных вещей внешнего мира.
Итог: дал развернутую критику теории врожденных идей, исследовал способы образования общих понятий, уделил внимание критическому исследованию разума, его ошибок и заблуждений.
- 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м: мифология, религия, философия.
- 2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.
- 4. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития античной философии
- 5. Космоцентризм ранней греческой философии.
- 6. Проблема бытия в античной философии.Элейская школа(Парменид, Зенон).
- 7. Диалектика в философии античности.
- 8. Философия Платона.
- 9. Философия Аристотеля.
- 10.Атомистический матереализм Левкиппа и Демокрита.
- 11. Проблема человека в античной философии. Этика Сократа и Эпикура.
- 13. Полемика реализма и номинализма в средневековой схоластике. Философия ф. Аквинского.
- 14. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Философия н. Кузанского. Общественно-политические взгляды н. Макиавелли (работа «Государь»). Утопизм т. Мора и т. Кампанеллы.
- 15. Пантеизм как принцип философии возрождения: Кузанский, Бруно.
- 16. Научная революцияв естествознании и философии 17в. Проблема науки и методологии научного познания.
- 17. Проблема метода научного познания в философии ф. Бэкона. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- 18. Естественно-научные и философские взгляды р.Декарта. Дуализм и рационализм р.Декарта. (52,53,54)
- 19. Матереализм и пантеизм спинозы.
- 20. Учение о монадах и диалектика г. Лейбница.
- 22. Концепция естественного права и общественного договора т. Гоббса и Дж.Локка.
- 23. Механистический материализм XVIII века о развитии природы и общества.
- 24. Проблема человека и общества в учении французских материалистов.
- 25. Основные черты нкф.
- 26. Гносеология и этика и. Канта.
- 27. Философия Гегеля. Основные противоречия системы и метода Гегеля.
- 28.Антропологический материализм л.Фейербаха.
- 29.Социальные условия возникновения, этапы развития и основные принципы философии марксизма. Современная трактовка марксизма.
- 31. Исторические условия развития философии в России. Характерные черты и периодизация русской философии.
- 32. Традиции русского Просвещения.
- 33. Радикальные направления русской философии о социальном предназначении философии(декабристы, революционные демократы, народники)
- 34. Религиозное направления русской философии. Философия Всеединства Соловьева.
- 35. Славянофильство и западничество о путях развития России. Понятие Славянофильства
- Понятие Западничества
- 36. Философия русского зарубежья: направления и особенности. Экзистенциализм и персонализм Бердяева.
- 37. Религиозный и научный космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Гумилев).
- 38. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм как философское направление и основные этапы его развития.
- 40. Иррационалистическая философия XIX века (а. Шопенгауэр, с.Кьеркегор, ф. Ницше)
- 65. Человек как философская проблема. Образ человека в истории философии. Принцип социоцентризма и антропоцентризма.
- 66.Общество как система. Взаимосвязь природы и общества.
- 67. Концепции общественного развития и их классификация
- 69. Концепции ценностей. Жизнь как ценность. Биоэтика.
- 70. Исторический процесс и его участники.
- 71. Культура как объект философского исследования. Типология культуры. Внутренняя и внешняя культура. Этика и этикет.