logo
доделать надр не мног

2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.

ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.Ф - греческое слово ("любовь к мудолсти") Н о вечном знании.

Ф как тип М хар-ся:

1) теоритич обосн-ю содер-я и способов достиж-я обобщ-х знаний, идеалов и принципов, опр-х цели и ср-ва деят-ти людей;

2) меньшей, чем в мифологии и религии степенью эмоц-ти;

3) стремлением к позн-ю законом-й функц-я и разв-я мира;

4) обосн-м интел-х спос-й и возм-тей чела самому познавать мир и себя, искать свое место в мире и разумные способы постр-я мира.

В Ф обращ-ть к миру дана через чела, через его поним-е мира => многообр-е Фских сис.

Плюрализм мнений, учений - необх-е усл-е разв-я Фской мысли.

Высший этап разв-я М - Н-Фское М. Это сис поним-я мира, места в нем чела, кот опирается на Н, коррект-ся и разв-ся вместе с Н, оказываяна на разв-е Н активное влияние. Это система О-истинного миропоним и мироощущ.

История Ф представлена многообр-м Фских учений, не все Ные.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Ф как М и как сис знаний, выполн-т Мческую, соц-ю, культ-ю, критич-ю, прогностич-ю, идеологич-ю, методологич-ю, эвристич-ю и конструктивную функции.

ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Ф не яв-ся в особом смысле Н. Этот смысл задан тем, что познов-е отнош-я, кот хар-ны для Н и Ф различны.

Позн-е отнош-я - это соотнош-е О и С в познании.

Цель любого Нго позн-я предоставить О в чистом, абстрагир-м виде.

Для Ф важен не только О, но и С. Конкр-й С, конкр-е познав-е ср-ва и конкр-я историч-я ситуация, в кот это знание возникло.

Если конкр-е Н выносят С за скобки познания, то в Ф не так.

Ученный членит мир на отдел-е элем-ы и изучает их как замкнутые. Ф настаивает на общей взаимосвязи явл-й и убеждена в целостности мира. Любая конкр-я Н стремится исчерпать конкр-й фрагмент изучения, а Ф настаивает на неисчерп-ти мира.

Ф - есть Н, т.к. у нее с конкр-ми Н соверш-о одинак-е принципы рассужд-й с т зр методов (дедукция, анализ, синтез).

Предм-м Ф как сис знания в отличии от конкр-х Н яв-ся наиболее общие законы мира, законы поним-я и позн-я мира в целом, кот должен руковод-ся человек, мышления.

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Ф вкл-т в себя:

1) онтология (бытие)

Б - матер-я или идел-я реальн-ть, имеющ-я свои формы сущ-я.

3 формы:

а) Б чел

- Б природы вне чел

- Б природы, созданной чел

- Б чел, как природн-го сущ-ва

- Б чел, как соц-го сущ-ва

чел - био-психо-соц-е сущ-во

б) Б общ-ва

- как целостн-й самоорг-й сис

- Б структуры эл-тов общ-ва (инстит соц)

в) Б идеал-й реал-ти

- Б идеал-го ввиде индив созн-я

- Б О-ивация или сущ-е О-ивного, кот м б ввиде продуктов дух-го произв-ва матер рез-та

2) гносеология(познание, его цели, методы, формы, С и О)

3) соц-я Ф (общ-во)

4) антропология (человек)

5) аксиология (ценности)

6) Праксеология (практика - метер-я, преднамер-я практич-ки целенаправл-я деят-ть людей, в процессе кот ч познает и преобр-т окр-й мир)

7) Историо-Ф (Ф,история ее разв-я, законом-ти, взаимосвязи)

8) Эстетика (прекрасное)

9) Этика (мораль, нрав-ть, добродеят) 10) Методология (методы познан)

М - путь или способ позн-й

По сферам примен-я: всеобщие (диалектич, метафизч), общие (индукц-я, дедукт, анализ, синтез), частные

11) культурология (культура)

3.основной вопрос философии: онтологическая и гносеологическая сторона. Основные философские течения и направления.

Основной вопрос философии имеет две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны:

1)«Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?»

2) «Может ли человеческое сознание познать мир?»

Ф. Шлегель: Материализм - писал он – все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей ….

Идеализм – все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю.

Основные формы материализма:

Материализм Древней Греции – первоначальная форма материализма. Предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, не зависимо от сознания и состоящие из материальных образований и эл-ов. (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит)

Метафизический (механистический) материализм - в основе лежит изучение природы. Все многообразие свойств сводится к механической форме движения материи. (Г. Галилей, Ф. Бекон, Дж, Локк, Ж. Ламерти, К. Гельвеций)

Диалектический материализм – предоставляет органическое единство материализма и диалектики. (К. Маркс, Ф. Эгельс)

Последовательный материализм – распространяется на и на природу, и на общество. (марксизм)

Непоследовательный материализм – отсутствует материалистической понимание общества и истории. (Л. Фейрбах)

Дейзм (от лат. Dues - бог) – специфическая форма не последовательного материализма. Признание бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи.

Научный и вульгарный материализм – Вульгарный материализм в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер)

Формы иделизма:

Объективный идеализм – провозглашает не зависимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

Субъективый идеализм – утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли)

Солипсизм (от греч. Solus- один, ipse - сам) – с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Рационализм – основу всего сущего и его познания составляет разум. (Декарт, Спиноза, Лебниц) Пантологизм – направление, (от греч. Pan – все, Logos - разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики.(Гегель).

Иррационализм – (от лат. Irrationalis – неразумный, бессознательный) – отрицание возможности разумного и логического познания действительности. Инстинкт, вера, откровение и т.д., само бытие рассматривается как иррациональное. (С.Кьеркегор, А.Бергсон, М. Хайдеггер и др.)

Филсовские концепции бытия:

Монизм – (от греч. Monos- один, единственный) философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Начало – материальное или идеальное. Отсюда следует, монизм может быть двух видов материалистический и идеалистический.

Дуализм - (от лат. Dualis - двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и сознания, физического и психического. (Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая(дух) и протяженная (материя)женнаяяя равноправные субстанцииго.: материии иалистический и иделистический.ются законами логики.()

Плюрализм – (от лат. Pluralis - множественый) предполагает несколько или множество исходных оснований. Вода - Фалес, воздух- Анаксимен, огонь – Гераклит, все в месте сразу Эмидокл.

Гносеоогическая стронна вороса:

Агностицизм - (от греч. Agnostos – непознаваемый) - мир принципиально не познаваем.Скептицизм – отрицание возможности достоверного знания.(Пиррон)Философский метод – есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.Сенсуализм – (от лат.sensus - чувство) методологический принцип, в котором за основу берется чувства и который стремиться все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейрбах и др.)