2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.
ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.Ф - греческое слово ("любовь к мудолсти") Н о вечном знании.
Ф как тип М хар-ся:
1) теоритич обосн-ю содер-я и способов достиж-я обобщ-х знаний, идеалов и принципов, опр-х цели и ср-ва деят-ти людей;
2) меньшей, чем в мифологии и религии степенью эмоц-ти;
3) стремлением к позн-ю законом-й функц-я и разв-я мира;
4) обосн-м интел-х спос-й и возм-тей чела самому познавать мир и себя, искать свое место в мире и разумные способы постр-я мира.
В Ф обращ-ть к миру дана через чела, через его поним-е мира => многообр-е Фских сис.
Плюрализм мнений, учений - необх-е усл-е разв-я Фской мысли.
Высший этап разв-я М - Н-Фское М. Это сис поним-я мира, места в нем чела, кот опирается на Н, коррект-ся и разв-ся вместе с Н, оказываяна на разв-е Н активное влияние. Это система О-истинного миропоним и мироощущ.
История Ф представлена многообр-м Фских учений, не все Ные.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Ф как М и как сис знаний, выполн-т Мческую, соц-ю, культ-ю, критич-ю, прогностич-ю, идеологич-ю, методологич-ю, эвристич-ю и конструктивную функции.
ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Ф не яв-ся в особом смысле Н. Этот смысл задан тем, что познов-е отнош-я, кот хар-ны для Н и Ф различны.
Позн-е отнош-я - это соотнош-е О и С в познании.
Цель любого Нго позн-я предоставить О в чистом, абстрагир-м виде.
Для Ф важен не только О, но и С. Конкр-й С, конкр-е познав-е ср-ва и конкр-я историч-я ситуация, в кот это знание возникло.
Если конкр-е Н выносят С за скобки познания, то в Ф не так.
Ученный членит мир на отдел-е элем-ы и изучает их как замкнутые. Ф настаивает на общей взаимосвязи явл-й и убеждена в целостности мира. Любая конкр-я Н стремится исчерпать конкр-й фрагмент изучения, а Ф настаивает на неисчерп-ти мира.
Ф - есть Н, т.к. у нее с конкр-ми Н соверш-о одинак-е принципы рассужд-й с т зр методов (дедукция, анализ, синтез).
Предм-м Ф как сис знания в отличии от конкр-х Н яв-ся наиболее общие законы мира, законы поним-я и позн-я мира в целом, кот должен руковод-ся человек, мышления.
СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Ф вкл-т в себя:
1) онтология (бытие)
Б - матер-я или идел-я реальн-ть, имеющ-я свои формы сущ-я.
3 формы:
а) Б чел
- Б природы вне чел
- Б природы, созданной чел
- Б чел, как природн-го сущ-ва
- Б чел, как соц-го сущ-ва
чел - био-психо-соц-е сущ-во
б) Б общ-ва
- как целостн-й самоорг-й сис
- Б структуры эл-тов общ-ва (инстит соц)
в) Б идеал-й реал-ти
- Б идеал-го ввиде индив созн-я
- Б О-ивация или сущ-е О-ивного, кот м б ввиде продуктов дух-го произв-ва матер рез-та
2) гносеология(познание, его цели, методы, формы, С и О)
3) соц-я Ф (общ-во)
4) антропология (человек)
5) аксиология (ценности)
6) Праксеология (практика - метер-я, преднамер-я практич-ки целенаправл-я деят-ть людей, в процессе кот ч познает и преобр-т окр-й мир)
7) Историо-Ф (Ф,история ее разв-я, законом-ти, взаимосвязи)
8) Эстетика (прекрасное)
9) Этика (мораль, нрав-ть, добродеят) 10) Методология (методы познан)
М - путь или способ позн-й
По сферам примен-я: всеобщие (диалектич, метафизч), общие (индукц-я, дедукт, анализ, синтез), частные
11) культурология (культура)
№3.основной вопрос философии: онтологическая и гносеологическая сторона. Основные философские течения и направления.
Основной вопрос философии имеет две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны:
1)«Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?»
2) «Может ли человеческое сознание познать мир?»
Ф. Шлегель: Материализм - писал он – все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей ….
Идеализм – все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю.
Основные формы материализма:
Материализм Древней Греции – первоначальная форма материализма. Предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, не зависимо от сознания и состоящие из материальных образований и эл-ов. (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит)
Метафизический (механистический) материализм - в основе лежит изучение природы. Все многообразие свойств сводится к механической форме движения материи. (Г. Галилей, Ф. Бекон, Дж, Локк, Ж. Ламерти, К. Гельвеций)
Диалектический материализм – предоставляет органическое единство материализма и диалектики. (К. Маркс, Ф. Эгельс)
Последовательный материализм – распространяется на и на природу, и на общество. (марксизм)
Непоследовательный материализм – отсутствует материалистической понимание общества и истории. (Л. Фейрбах)
Дейзм (от лат. Dues - бог) – специфическая форма не последовательного материализма. Признание бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи.
Научный и вульгарный материализм – Вульгарный материализм в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер)
Формы иделизма:
Объективный идеализм – провозглашает не зависимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)
Субъективый идеализм – утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли)
Солипсизм (от греч. Solus- один, ipse - сам) – с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.
Рационализм – основу всего сущего и его познания составляет разум. (Декарт, Спиноза, Лебниц) Пантологизм – направление, (от греч. Pan – все, Logos - разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики.(Гегель).
Иррационализм – (от лат. Irrationalis – неразумный, бессознательный) – отрицание возможности разумного и логического познания действительности. Инстинкт, вера, откровение и т.д., само бытие рассматривается как иррациональное. (С.Кьеркегор, А.Бергсон, М. Хайдеггер и др.)
Филсовские концепции бытия:
Монизм – (от греч. Monos- один, единственный) философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Начало – материальное или идеальное. Отсюда следует, монизм может быть двух видов материалистический и идеалистический.
Дуализм - (от лат. Dualis - двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и сознания, физического и психического. (Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая(дух) и протяженная (материя)женнаяяя равноправные субстанцииго.: материии иалистический и иделистический.ются законами логики.()
Плюрализм – (от лат. Pluralis - множественый) предполагает несколько или множество исходных оснований. Вода - Фалес, воздух- Анаксимен, огонь – Гераклит, все в месте сразу Эмидокл.
Гносеоогическая стронна вороса:
Агностицизм - (от греч. Agnostos – непознаваемый) - мир принципиально не познаваем.Скептицизм – отрицание возможности достоверного знания.(Пиррон)Философский метод – есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.Сенсуализм – (от лат.sensus - чувство) методологический принцип, в котором за основу берется чувства и который стремиться все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейрбах и др.)
- 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м: мифология, религия, философия.
- 2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.
- 4. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития античной философии
- 5. Космоцентризм ранней греческой философии.
- 6. Проблема бытия в античной философии.Элейская школа(Парменид, Зенон).
- 7. Диалектика в философии античности.
- 8. Философия Платона.
- 9. Философия Аристотеля.
- 10.Атомистический матереализм Левкиппа и Демокрита.
- 11. Проблема человека в античной философии. Этика Сократа и Эпикура.
- 13. Полемика реализма и номинализма в средневековой схоластике. Философия ф. Аквинского.
- 14. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Философия н. Кузанского. Общественно-политические взгляды н. Макиавелли (работа «Государь»). Утопизм т. Мора и т. Кампанеллы.
- 15. Пантеизм как принцип философии возрождения: Кузанский, Бруно.
- 16. Научная революцияв естествознании и философии 17в. Проблема науки и методологии научного познания.
- 17. Проблема метода научного познания в философии ф. Бэкона. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- 18. Естественно-научные и философские взгляды р.Декарта. Дуализм и рационализм р.Декарта. (52,53,54)
- 19. Матереализм и пантеизм спинозы.
- 20. Учение о монадах и диалектика г. Лейбница.
- 22. Концепция естественного права и общественного договора т. Гоббса и Дж.Локка.
- 23. Механистический материализм XVIII века о развитии природы и общества.
- 24. Проблема человека и общества в учении французских материалистов.
- 25. Основные черты нкф.
- 26. Гносеология и этика и. Канта.
- 27. Философия Гегеля. Основные противоречия системы и метода Гегеля.
- 28.Антропологический материализм л.Фейербаха.
- 29.Социальные условия возникновения, этапы развития и основные принципы философии марксизма. Современная трактовка марксизма.
- 31. Исторические условия развития философии в России. Характерные черты и периодизация русской философии.
- 32. Традиции русского Просвещения.
- 33. Радикальные направления русской философии о социальном предназначении философии(декабристы, революционные демократы, народники)
- 34. Религиозное направления русской философии. Философия Всеединства Соловьева.
- 35. Славянофильство и западничество о путях развития России. Понятие Славянофильства
- Понятие Западничества
- 36. Философия русского зарубежья: направления и особенности. Экзистенциализм и персонализм Бердяева.
- 37. Религиозный и научный космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Гумилев).
- 38. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм как философское направление и основные этапы его развития.
- 40. Иррационалистическая философия XIX века (а. Шопенгауэр, с.Кьеркегор, ф. Ницше)
- 65. Человек как философская проблема. Образ человека в истории философии. Принцип социоцентризма и антропоцентризма.
- 66.Общество как система. Взаимосвязь природы и общества.
- 67. Концепции общественного развития и их классификация
- 69. Концепции ценностей. Жизнь как ценность. Биоэтика.
- 70. Исторический процесс и его участники.
- 71. Культура как объект философского исследования. Типология культуры. Внутренняя и внешняя культура. Этика и этикет.