29.Социальные условия возникновения, этапы развития и основные принципы философии марксизма. Современная трактовка марксизма.
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
М отв-т на опр-е запросы общ-ва:
1. эпоха разв-я капит-ма. До К структура общ-ва мозаична. К создал всего 2 класса. Соц стр-ра общ-ва упразднилась и привела к тому, что общ-во как О иссл-й стало походить на традиц-й О иссл-й (прир). Если в природе периодич-ть и цикл-ть ест-ны, то в общ-ве это связ-о с К, стал приводить к экон кризису. Прир-я цикл-ть стан-ся связ-а с чел-ским общ-м.
2. Изм-я в Нной сфере. Энгельс "Людвиг Феербах и конец НКФ" указал на то, что возн-ю М способ-ли открытия в естествозн-и: закон сохр эн, клеточ стр-е живых сущ, т Дарвина, синтез орг-х в-в из неогр. Компонируя эти откр-я как вершины изм-й в Н.
Н от коллекц-я и собир-я Нных фактов перех-т к постр-ю обобщ-й и синтезу теорий. Речь идет о поиске ед-ва в разнообр-и фактов. Закон сохр эн - единство неорг мира. клетки - ед-во орг мира. Теория Дарвина - о саморазв-и и эвол-ниров-и мира.
М прет-л охв-ть целиком природу общества единной концепцией.
- марксизм - осмысление развития общества
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА
Общие Фкие пр М:
Группа онтологических:
1) материализма
2) всеобщей взаимосвязи явлений
3) детерменизма
4) развития
Группа гносеологических:
1) познавательности мира
2) единства объективного и субъективного
3) восхождения от абстракций к конкретному
Центральный принципы марксизма - принцип практики, принцип деятльности.
СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА МАРКСИЗМА
К тяжким посл-м привели некот особ-ти способа мышл-я К и М и формы постр-я Фго знания:
1. черезмерная идеалогизация Фго знания (Ф защ-т интересы пролет-та, а не общ-ва)
2. догматизация Фких идей, их закр-ть для критики и дискусса не оправд-т притензий на непогреш-ть
3. черезмерная аппологетика рев-но защитного хар-ра разреш-я соц проблем
4. расствор-е м/у интересом отдел-го чела в нуждах гос-ва, классов, общ-ва и др больших общ-й => потеря проблемы чела
1. линейный характер общ-го прогресса
- ныне нелинейно, после наравновесия сис несколько путей
2. сведение стратификации общ-ва к 2м классам
- осознание пролеториатом своих интересов и борьба
- пречисление восставших ремеслиников к пролетариату
- пролетариат не главенствующий класс
- Ленин переложил миссию с пролетариата на партию
3. комм рев - ближ-е буд-е, необход-а
4. ком-м - посл-я стадия разв-я общ-ва (противоречие)
+5. "Манифест ком-й партии": закономерное превращение истории чел-ва во всемирную, возникн-е мир-го рынка, развитие эк-х и культ-х связей м/у народами. Глобализация - интернациональное производство, связ-о с кап-м преобр-м фед-го общ-ва.
В нем-одеол-и бурж-я соз-а всемир-ю историю, т.к. в ней потреб-ти цив-ии и индивида зави-т от всего мира, уничт-я обособ-е страны.
М и Э призн рев роль бурж-и, но достиж прошло, теперь контрев, тормоз
6. М и Э не располог-ли дост-ми знан-ми о приход-м эк-м кризисе
№30. Особенности развития философии марксизма в России 20 века.
Одним из ведущих марксистов был Плеханов. В своих воззрениях был близок точке зрения экономического детерминизма. Пытался дальше развивать идеи исторического прогресса и придерживается механистической концепции истории. Был убежден, что Россия должна пройти все стадии развития капитализма. С гносеологической т.зр. придерживался теории символов. Ощущение принимает форму иероглифов. Ленин критиковал эту теорию - она разрывает ощущение и реальность.
Вслед за Плехановым с всесторонней критикой народничества выступили В.И.Ленин (1870-1924) и "легальные марксисты" (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев и другие). Между этими направлениями марксизма в России складывались непримеримые, антогонистические отношения. Представители умеренного крыла ("легальные марксисты", меньшевики) обвиняли большевиков в игнорировании исторических законов, волюнтаризме, стремлении "ускорить" исторический процесс без учета социально-экономических объективных условий. В ответ следовали обвинения в выхолашивании революционной сущности марксизма, "хвостизме", сползании на идеалистические позиции, проповеди пассивности, обрекающей пролетариат на поражение в революционной борьбе. Если на Западе после смерти Ф.Энгельса был поставлен вопрос о наличии у марксизма собственной философии, то Плеханов в своих трудах не сомневался: философия марксизма – это диалектический и исторический материализм. При всех серьезных разногласиях Ленин высоко ценил философские произведения и труды Плеханова и развивал далее традиции диамата и истмата.
В своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1909) главное внимание уделил вопросам теории познания. Рассматривал философские проблемы через призму классовой борьбы, политических интересов, разработал философское обоснование тактики и стратегии большевиков. Без сомнения можно говорить о единой философской традиции, идущей от Плеханова через Ленина до советских марксистов последних десятилетий. Согласно этой традиции марксистская (позже марксистско-ленинская) философия включала в себя учение о всеобщих диалектико-материалистических принципах и законах и категориях природы, общества и мышления (диалектический материализм), учение о движущих силах и закономерностях общественного развития (исторический материализм) и специальные философские дисциплины - этику, эстетику и другие. Таким образом, философия марксизма-ленинизма являлась обоснованием и методологией остальных частей марксизма (политэкономия, теория научного коммунизма), других отраслей знания и революционной практики. Именно эта концепция была положена в основу партийно-государственной философии в СССР.
- 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м: мифология, религия, философия.
- 2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.
- 4. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития античной философии
- 5. Космоцентризм ранней греческой философии.
- 6. Проблема бытия в античной философии.Элейская школа(Парменид, Зенон).
- 7. Диалектика в философии античности.
- 8. Философия Платона.
- 9. Философия Аристотеля.
- 10.Атомистический матереализм Левкиппа и Демокрита.
- 11. Проблема человека в античной философии. Этика Сократа и Эпикура.
- 13. Полемика реализма и номинализма в средневековой схоластике. Философия ф. Аквинского.
- 14. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Философия н. Кузанского. Общественно-политические взгляды н. Макиавелли (работа «Государь»). Утопизм т. Мора и т. Кампанеллы.
- 15. Пантеизм как принцип философии возрождения: Кузанский, Бруно.
- 16. Научная революцияв естествознании и философии 17в. Проблема науки и методологии научного познания.
- 17. Проблема метода научного познания в философии ф. Бэкона. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- 18. Естественно-научные и философские взгляды р.Декарта. Дуализм и рационализм р.Декарта. (52,53,54)
- 19. Матереализм и пантеизм спинозы.
- 20. Учение о монадах и диалектика г. Лейбница.
- 22. Концепция естественного права и общественного договора т. Гоббса и Дж.Локка.
- 23. Механистический материализм XVIII века о развитии природы и общества.
- 24. Проблема человека и общества в учении французских материалистов.
- 25. Основные черты нкф.
- 26. Гносеология и этика и. Канта.
- 27. Философия Гегеля. Основные противоречия системы и метода Гегеля.
- 28.Антропологический материализм л.Фейербаха.
- 29.Социальные условия возникновения, этапы развития и основные принципы философии марксизма. Современная трактовка марксизма.
- 31. Исторические условия развития философии в России. Характерные черты и периодизация русской философии.
- 32. Традиции русского Просвещения.
- 33. Радикальные направления русской философии о социальном предназначении философии(декабристы, революционные демократы, народники)
- 34. Религиозное направления русской философии. Философия Всеединства Соловьева.
- 35. Славянофильство и западничество о путях развития России. Понятие Славянофильства
- Понятие Западничества
- 36. Философия русского зарубежья: направления и особенности. Экзистенциализм и персонализм Бердяева.
- 37. Религиозный и научный космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Гумилев).
- 38. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм как философское направление и основные этапы его развития.
- 40. Иррационалистическая философия XIX века (а. Шопенгауэр, с.Кьеркегор, ф. Ницше)
- 65. Человек как философская проблема. Образ человека в истории философии. Принцип социоцентризма и антропоцентризма.
- 66.Общество как система. Взаимосвязь природы и общества.
- 67. Концепции общественного развития и их классификация
- 69. Концепции ценностей. Жизнь как ценность. Биоэтика.
- 70. Исторический процесс и его участники.
- 71. Культура как объект философского исследования. Типология культуры. Внутренняя и внешняя культура. Этика и этикет.