logo
доделать надр не мног

29.Социальные условия возникновения, этапы развития и основные принципы философии марксизма. Современная трактовка марксизма.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

М отв-т на опр-е запросы общ-ва:

1. эпоха разв-я капит-ма. До К структура общ-ва мозаична. К создал всего 2 класса. Соц стр-ра общ-ва упразднилась и привела к тому, что общ-во как О иссл-й стало походить на традиц-й О иссл-й (прир). Если в природе периодич-ть и цикл-ть ест-ны, то в общ-ве это связ-о с К, стал приводить к экон кризису. Прир-я цикл-ть стан-ся связ-а с чел-ским общ-м.

2. Изм-я в Нной сфере. Энгельс "Людвиг Феербах и конец НКФ" указал на то, что возн-ю М способ-ли открытия в естествозн-и: закон сохр эн, клеточ стр-е живых сущ, т Дарвина, синтез орг-х в-в из неогр. Компонируя эти откр-я как вершины изм-й в Н.

Н от коллекц-я и собир-я Нных фактов перех-т к постр-ю обобщ-й и синтезу теорий. Речь идет о поиске ед-ва в разнообр-и фактов. Закон сохр эн - единство неорг мира. клетки - ед-во орг мира. Теория Дарвина - о саморазв-и и эвол-ниров-и мира.

М прет-л охв-ть целиком природу общества единной концепцией.

- марксизм - осмысление развития общества

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА

Общие Фкие пр М:

Группа онтологических:

1) материализма

2) всеобщей взаимосвязи явлений

3) детерменизма

4) развития

Группа гносеологических:

1) познавательности мира

2) единства объективного и субъективного

3) восхождения от абстракций к конкретному

Центральный принципы марксизма - принцип практики, принцип деятльности.

СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА МАРКСИЗМА

К тяжким посл-м привели некот особ-ти способа мышл-я К и М и формы постр-я Фго знания:

1. черезмерная идеалогизация Фго знания (Ф защ-т интересы пролет-та, а не общ-ва)

2. догматизация Фких идей, их закр-ть для критики и дискусса не оправд-т притензий на непогреш-ть

3. черезмерная аппологетика рев-но защитного хар-ра разреш-я соц проблем

4. расствор-е м/у интересом отдел-го чела в нуждах гос-ва, классов, общ-ва и др больших общ-й => потеря проблемы чела

1. линейный характер общ-го прогресса

- ныне нелинейно, после наравновесия сис несколько путей

2. сведение стратификации общ-ва к 2м классам

- осознание пролеториатом своих интересов и борьба

- пречисление восставших ремеслиников к пролетариату

- пролетариат не главенствующий класс

- Ленин переложил миссию с пролетариата на партию

3. комм рев - ближ-е буд-е, необход-а

4. ком-м - посл-я стадия разв-я общ-ва (противоречие)

+5. "Манифест ком-й партии": закономерное превращение истории чел-ва во всемирную, возникн-е мир-го рынка, развитие эк-х и культ-х связей м/у народами. Глобализация - интернациональное производство, связ-о с кап-м преобр-м фед-го общ-ва.

В нем-одеол-и бурж-я соз-а всемир-ю историю, т.к. в ней потреб-ти цив-ии и индивида зави-т от всего мира, уничт-я обособ-е страны.

М и Э призн рев роль бурж-и, но достиж прошло, теперь контрев, тормоз

6. М и Э не располог-ли дост-ми знан-ми о приход-м эк-м кризисе

30. Особенности развития философии марксизма в России 20 века.

Одним из ведущих марксистов был Плеханов. В своих воззрениях был близок точке зрения экономического детерминизма. Пытался дальше развивать идеи исторического прогресса и придерживается механистической концепции истории. Был убежден, что Россия должна пройти все стадии развития капитализма. С гносеологической т.зр. придерживался теории символов. Ощущение принимает форму иероглифов. Ленин критиковал эту теорию - она разрывает ощущение и реальность.

Вслед за Плехановым с всесторонней критикой народничества выступили В.И.Ленин (1870-1924) и "легальные марксисты" (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев и другие). Между этими направлениями марксизма в России складывались непримеримые, антогонистические отношения. Представители умеренного крыла ("легальные марксисты", меньшевики) обвиняли большевиков в игнорировании исторических законов, волюнтаризме, стремлении "ускорить" исторический процесс без учета социально-экономических объективных условий. В ответ следовали обвинения в выхолашивании революционной сущности марксизма, "хвостизме", сползании на идеалистические позиции, проповеди пассивности, обрекающей пролетариат на поражение в революционной борьбе. Если на Западе после смерти Ф.Энгельса был поставлен вопрос о наличии у марксизма собственной философии, то Плеханов в своих трудах не сомневался: философия марксизма – это диалектический и исторический материализм. При всех серьезных разногласиях Ленин высоко ценил философские произведения и труды Плеханова и развивал далее традиции диамата и истмата.

В своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1909) главное внимание уделил вопросам теории познания. Рассматривал философские проблемы через призму классовой борьбы, политических интересов, разработал философское обоснование тактики и стратегии большевиков. Без сомнения можно говорить о единой философской традиции, идущей от Плеханова через Ленина до советских марксистов последних десятилетий. Согласно этой традиции марксистская (позже марксистско-ленинская) философия включала в себя учение о всеобщих диалектико-материалистических принципах и законах и категориях природы, общества и мышления (диалектический материализм), учение о движущих силах и закономерностях общественного развития (исторический материализм) и специальные философские дисциплины - этику, эстетику и другие. Таким образом, философия марксизма-ленинизма являлась обоснованием и методологией остальных частей марксизма (политэкономия, теория научного коммунизма), других отраслей знания и революционной практики. Именно эта концепция была положена в основу партийно-государственной философии в СССР.