8. Философия Платона.
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности. Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти. Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей. Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним. И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении. В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость. Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен. Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.
- 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м: мифология, религия, философия.
- 2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.
- 4. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития античной философии
- 5. Космоцентризм ранней греческой философии.
- 6. Проблема бытия в античной философии.Элейская школа(Парменид, Зенон).
- 7. Диалектика в философии античности.
- 8. Философия Платона.
- 9. Философия Аристотеля.
- 10.Атомистический матереализм Левкиппа и Демокрита.
- 11. Проблема человека в античной философии. Этика Сократа и Эпикура.
- 13. Полемика реализма и номинализма в средневековой схоластике. Философия ф. Аквинского.
- 14. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Философия н. Кузанского. Общественно-политические взгляды н. Макиавелли (работа «Государь»). Утопизм т. Мора и т. Кампанеллы.
- 15. Пантеизм как принцип философии возрождения: Кузанский, Бруно.
- 16. Научная революцияв естествознании и философии 17в. Проблема науки и методологии научного познания.
- 17. Проблема метода научного познания в философии ф. Бэкона. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- 18. Естественно-научные и философские взгляды р.Декарта. Дуализм и рационализм р.Декарта. (52,53,54)
- 19. Матереализм и пантеизм спинозы.
- 20. Учение о монадах и диалектика г. Лейбница.
- 22. Концепция естественного права и общественного договора т. Гоббса и Дж.Локка.
- 23. Механистический материализм XVIII века о развитии природы и общества.
- 24. Проблема человека и общества в учении французских материалистов.
- 25. Основные черты нкф.
- 26. Гносеология и этика и. Канта.
- 27. Философия Гегеля. Основные противоречия системы и метода Гегеля.
- 28.Антропологический материализм л.Фейербаха.
- 29.Социальные условия возникновения, этапы развития и основные принципы философии марксизма. Современная трактовка марксизма.
- 31. Исторические условия развития философии в России. Характерные черты и периодизация русской философии.
- 32. Традиции русского Просвещения.
- 33. Радикальные направления русской философии о социальном предназначении философии(декабристы, революционные демократы, народники)
- 34. Религиозное направления русской философии. Философия Всеединства Соловьева.
- 35. Славянофильство и западничество о путях развития России. Понятие Славянофильства
- Понятие Западничества
- 36. Философия русского зарубежья: направления и особенности. Экзистенциализм и персонализм Бердяева.
- 37. Религиозный и научный космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Гумилев).
- 38. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм как философское направление и основные этапы его развития.
- 40. Иррационалистическая философия XIX века (а. Шопенгауэр, с.Кьеркегор, ф. Ницше)
- 65. Человек как философская проблема. Образ человека в истории философии. Принцип социоцентризма и антропоцентризма.
- 66.Общество как система. Взаимосвязь природы и общества.
- 67. Концепции общественного развития и их классификация
- 69. Концепции ценностей. Жизнь как ценность. Биоэтика.
- 70. Исторический процесс и его участники.
- 71. Культура как объект философского исследования. Типология культуры. Внутренняя и внешняя культура. Этика и этикет.