logo
доделать надр не мног

24. Проблема человека и общества в учении французских материалистов.

Философским основанием движения просветителей стало материалистическое понимание природы и человека. От пантеизма и деизма к атеизму. Данная эпоха осознавала себя как время торжества разума и справедливости, расцвета наук, искусства и ремесел. В понимании общества – политика матереалистического осмысления, но они остались идеалистами, т.о фр. Матереализм был не последователен:

1. идея, определяющая роли соц среды в формировании и воспитании личности

2. концепция «разумного эгоизма»

3. концепция общественного прогресса

4. разум - доминанта общественного развития

5. попытки выявления естеств причин появления религии

6. новые педагогические идеи

Сущность человека в естественных потребностях, страстях, стремлении к счастью, чем и выражен элемент эгоизма.

Гельвеций: формирует человека общественная среда.в понимании природа и человека – сторонник детерминизма. Главный в обществе «закон интересов»: любой выбор человека основан на поиске путей избегания страданий и стремления к удовольствию. Основа добродетельного поведения человека – согласие индивидуума и общественного интереса, кот состоит во мнении большинства. Рещающие факторы в стабилизации общества – форма правления, гос.закона, т.о если хотим изменить человека, то нужно менять соц среду(она несет ответственность за соблюдение общественных нравов). Уничтожать эгоистические страсти человека – уничтожать его самого. Разумность человеческого эгоизма в том, что достижение своего интереса есть одновременно реализация того, в чем заинтересованы другие. Нравственность – общее правило, кот человек следует без принуждения.

Руссо: не считал человека естественным эгоистом. По своей природе человек доброе и положительное существо и лишь общественные учреждения делают его злым и дурным. Призывает вернуться к первобытной эпохе, одной из главных ценностей называет гражданскую свободу, а главной причиной неравенства - частную собственность. Равенство - строгая умеренность во всем, отказ от излишеств. Идея соц эгалитаризма – устранение неравенства, путем равного распределения частной собственности. Свобода возможна лишь при республиканском правлении, т.к правит народ. Идеал- очень малые размеры государства, где возможны прямые формы правления. Гл. задача – отыскание такой формы ассоциации, в кот любой, соединяясь с другим, был бы доволен. Естественный характер воспитания, уважение к личности воспитуемого и высокая воспитательная роль труда.

Общественный прогресс – убежденность в наличии перспективы общественного развития. Лучшие времена человечества впереди.