logo
доделать надр не мног

28.Антропологический материализм л.Фейербаха.

Фей критикует философию Гегеля и называет ее как философски окрашенную теологию.

Между мышлением и бытием сущ. единство, а не тождество т.к. мышление св-во материального.

Т.о. Фейербах выступает чистым материалистом. Суть антропологического материализма в том чтобы по средствам Ч свести все сверхъестественное к естественному, а по средствам природы свести все сверхчеловеческое к особенностям человеческой природы.

Критика религии составляет пожалуй сильнейшую сторону теоретич. мышления Фейербаха. Религия по Фейербаху представляет собой совокупность фантастических, не существующих образов. Она плод невежества Ч. Однако в противовес материалистам 18в. Фей видит основную причину существования религии не в обмане большого кол-ва невежественных людей, а в самой природе Ч, в своеобразном условии его жизни. Подлинный инструмент религии – это чувство зависимости, бессилия, беспомощности Ч перед лицом неподвластного ему. С др стороны Ч сам порождает фантастическое, способы преодоления этих сил по ср-ам религии, при этом для объяснения религиозного феномена Фей использует понятие «отчуждения». Религия согласно этому понятию ничто иное как отчуждение от самого Ч или перенесение св-в свойственных человеку на природу. Природа становится одушевленной в результате фантазий Ч.

Ч природа трактуетс у Фей биологически. Ощещение как единственный источник нашего познания.

Бог по Фей – абстрактный Ч очищенный от несовершенств и возведенный в абсолют. Реальных средств освобождения от отчуждения Фей не вывел, главное его ср-во – просвещение. Ф Фей классифицируют как антропологический материализм, это связь с претензий ф-фа на создание новой Ф, в фокусе которой Ч.