logo
доделать надр не мног

38. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм как философское направление и основные этапы его развития.

Ф Н – напр-е в Ф, изуч-е хар-ки и особ-ти Ной деят-ти. Она призвана уст-ть критерии правильности Ных суждений и опр-ть место и роль в современной Н.

Слож-сь в сер 20 в, осн-ю роль сыграли предс-ли П: Овенариус, Макк, Конт, Милль.

С т зр П задача Ф не в абстр-м, а получ-и позитивного знания, осн-о на эмпирич-м опис-и фактов => образцом для Ф должны служить конкр-е и позитивные Н. При этом принцип эмпиризма выступал осн-м критерием демаркации (разграничение) между метафизич-и и Нми рассуж-и. Ной ценностью обл-т только такое позн-е, кот опирается на опыт. Т.о. логика и основания развития Н в П закл-ся в том, чтобы наблюдать, описывать и сис-ть факты и на этой основе создавать теории.

развитие Н прох-т кумулятивным способом, т. е. поср-м приращ-я знания, без видимых скачков, т. е. линейным процессом.

Влияние оказали идеи Видгинштейна, представитель аналитич-й Ф. Логико-Фий трактат, все проблемы Ф сводятся к анализу языка науки, т. к. мысль выражается в языке => язык – граница мышления. Граница моего языка обозначают границы моего мира.

СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ

В Ф мышлении утв-ся плюрализм. В Ф этого периода много школ, напр-й. В это время суще-т 2 осн-е школы: сциентизм и антисциентизм.

С ориентир-н на естествозн-е, опир-ся на науч-е предпосылки и яв-ся продолж-м П.

АС ищет опору в иррац-х и интуитивис-х предпосылках и предполож-х.

Т.о. Ф утв-т, что мозаичный мир можно познать только по средствам когнитив-х практик, т.е. это не только Н, но и религии, магия, искусства.

Плюрализм Ф выр-ся в том, что с разв-м Н, культуры, чел-го опыта, О стан-ся самые разнообр-е стороны жизни чела и общ-ва (Ф жизни, культурология, Ф политики, философия техники, Ф Н и д.р.)

ПОЗИТИВИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

П - это напр-е в зап-й Ф, утв-е, что подлинное ("позитивное") знание о действ-ти м б получено лишь в виде рез-в отдел-х спец-х Н (осн-сь на канонах строгости, св-венных естест-м Н) или их синтетич-о объед-я. С т зр П Н сама по себе яв-ся Ф, тогда как метафизика (поним-я как умозрит-е рассужд-е об основах бытия) не имеет права на сущ-е.

Стадии разв-я П:

1. Возн-е П (30-40гг. 19в.).Осн-ль - Конт. Убежд-е, что Н способна к бесконеч-у разв-ю, а предм-я обл-ть, к кот применимы ее методы - не огр-а. В основе любой Ф, как и Н, д лежать позитивные факты, твердо уст-е и обосн-е данными эксперим-а. => Ф возм-а лишь как обобщ-е Нных знаний, Нго опыта.

Спенсер, Милль.

2. П к19-н20вв. (эмпириокритицизм). в центре вним-я П оказ-ся проблемы прир-ы позн-я, опыта, С и О, прир-а осн-х эл-тов действи-ти взаимоотнош-е физич-о и психич-о. Задача Ф - не в постр-и "синтетической" сис, а в созд-и теории Нго позн-я.

Мах, Авенариус.

3. Нео П (логический П). Осн-я проблематика: перестроить язык Н т.о., чтобы он был лишен неточности, сопровож-ей язык метафизики. Суще-ли 2 центра НП иссл-й Весна (Венский кружок 1939) и Варшава-Львов (Львовско-Варшавская школа). Предметом Ф д б язык Н как способ выр-я знания, а так же деят-ть по анализу этого знания и возм-й его выр-я в языке. Для проверки Нго знания исп-ся принцип верификации.

Карнап, Шилк, Рейхенбах

сер20в в Н сущ-т метафизич-е высказывания. Невозм-о свести все Н к физике.

На смену этим концепциям пришли методологич-е концепции пост П (этап в развитии Ф Н).

Начало ПП связ-ся с вых-м Поппера «Логика Нго открытия» и Куна «Структура Н». В них ослаб-е вним-я к форм-й логике. Гл-я проблема – объясн-е разв-я Н, логики и роста Нго знания.

Их интересует: как возникает новая теория, как утверждается, какие критерии выбора конкурирующих теорий.

ПП сделал акцент на разв-и Ф на основе особого анализа истории Н. ПП отходит от идеологии демаркационизма (строгого разграничения между Н и не Н), признает осмысл-ть Фких полож-й и неустр-ть их из Нго знания. Осн-е концепции: фальсификационизм Поппера, концепция "парадигм и Ных революций" (историографический подход) Куна, методология Нно-иссл-х программ Лакатоса

Толмен, Фейерабан.

39. Проблема человека в философии 20 века: психоанализ(Фрейд) и экзистенциализм(Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю).

Основатель психоанализа – австрийский врач, психолог, Зигмунд Фрейд (1856-1939).

Психоанализ объяснял роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и развитии всей культуры (фрейдизм).

Причины возникновения:

  1. неудовлетворенность натуралистическим, механистическим объяснения человека, его поведения и деятельности.

  2. до Фрейда предметом психологии было сознательное поведение личности. Фрейд обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека.

Психика человека состоит из:

1) сознание

2) предсознание

3) бессознательное

Вся человеческая культура есть результат сублимации, т.е. переключение энергии либидо на процесс творчества или другие виды деятельности. В основе культуры лежит не рациональная, а иррациональная, биологическая деятельность человека.

Концепция динамической психики личности:

  1. Оно (Id) – бессознательное начало, выражающее инстинктивные влечения человека.

  2. Я (Ego) - сознательное начало, выступающее посредником между Оно и Сверх-Я

  3. Сверх-Я (Super ego) – является миров культуры, общественным надзиратилем.

Слой Я – (сознание человека) призван согласовывать, регулировать отношения между влечениями Оно и цензурой, совестью - Сверх-Я.

Человеческое существование – это постоянная борьба между «принципом удовольствия» и «принципом реальности». «влечением к жизни» (Эросом) и «влечением к смерти» (Танатосом).

Экзистенциализм (от лат. Exisistentia - существование) – философия существования, ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия. Все экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального, в том числе научного, мышления и считают главным средством познания мира эмоциональную интуицию.

Ж.-П Сартр пишет «Бытие будет нам раскрываться через некоторое средство доступа тоски, тошноты и т.д.»

Матрин Хайдеггер (1889 – 1976 гг.) средством описания и толкования бытия берет субъективные категории – экзистенциалы – эмоционально окрашенные понятия «бытие-к-сметри». Бытие вообще раскрывается для него через человеческое бытие – «здесь-бытие», которое всегда эмоционально. «всякое истолкование мира неизбежно является очеловечиванием» Познание мира есть главная сторона бытия человека. Основной экзистенциал «бытие-в-мире» как раз говорит об этом. Человек и мире не отделимы друг от друга.Человек все гад в мире и мир – это мир человека. Философия существования пытается раскрыть социал-этические стороны человеческого бытия. Немецкий и французский экзистенциализм подчеркивает темную пессимистическую свойства бытия, его абсурдный характер. Хайдегер различает страх эмпирический, касающийся каждодневного существования человека (Furcht), и страх отологический лежащий в серцевине бытия (Angst). Это страх перед смертью, и страх в неумении найти свой личностный смысл бытия.(А. Камю, Ж.-П.Сартр)