logo
доделать надр не мног

15. Пантеизм как принцип философии возрождения: Кузанский, Бруно.

Используя математику как способ богопознания, Кузанский пришел к идеям интегрального и дифференциального исчисления. Бог мыслился как некий интеграл, к которому, как к недостижимому пределу, стремится все сущее. Он разработал программу математизированного и экспериментального естествознания, в основе которой должны находиться опыты с определением удельного веса различных веществ, в т.ч газов. Это должно было способствовать появлению универсальной таблицы уд.весов. Также был автором 1-ой географической карты Европы, создал проект реформы юлианского календаря, выдвинул идею бесконечности вселенной и отсутствия в ней привилегированного центра(гелиоцентрическую модель Коперника можно рассматривать как частный случай космологии Кузанского). Бог для него существо, возможности которого совпадают с бытием(они бесконечны как пораждаемое им творение-мир). Однако две эти бесконечности различны: в божественной-совпадают все противоположности, в беск-ти творения- все движется и развивается в борьбе противоположностей.3 тип беск-ти воплощен в конкретном индивиде или в конкр вещи, т.к они отражают в себе бога. Разумная и совбодная чел личность- отражение божественной, а благородная природа человека находится на вершине матер миропознания. Основа его гносеологии- апофатический принцип: божественная сущность в силу ее бесконечности- непознаваема. Единое тождественно беспредельному и бесконечному. Он превосходит принцип относительности. При всем увлечении наукой, он не ставил атеистических задач, бог у него –абсолютный максимум и не находится вне мира, а прибывает в единстве с ним- это и есть пантеизм. Рассматривая проблемы познания, он выделяет в нем несколько ступеней: ощущение, рассудок(опирирует числами и именами вещей), разум(способен мыслить бесконечно). Значение его логики в том, что он показал мышление не в действии на что-то другое, а в его замкнутости на себя. Результатом действия субъекта творчества будет не сама теория, а предопределение теории как логических возможностей творящего субъекта.

Идеи Кузанского были интерпретированы Джордано Бруно в духе пантеизма и гилозоизма. Вселенная мыслилась им не как ограниченная бесконечность, а как равная божественной бесконечности, одушевленная и разумная в каждой своей части. Он мыслил звезды по аналогии с солнцем, кот обладают населенными планетами с разумными существами. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах» сновной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали определенное влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.