11. Проблема человека в античной философии. Этика Сократа и Эпикура.
ПЧ - выясн-е сущ-ти чела, его связи с космосом, его нравств-й предопредел-ти, разумн-и и самоцен-ти.
В 5-4 в до н.э. наступил "гуманистич-й" период дрГр Ф мысли. Переориент-е мысли от космоцентризма на проблемы общ-ва и чел.
Наибольший вклад внесли софисты и ф-фы античн-й школы.
Софисты:
Ввели плату за обучение. Обучали этике, политике, искусству, риторике.
Выходят на 1й план умения (доказывать свою точку зр и др)
Вклад:
1) сместили направл-е Ф анализа с природы на чел и его жизнь в общ-ве;
2) резко повысили *** восприятие соц реал-ти
3) стимулир-ли интерес к логич-й стороне мышления, наприм, соверш-е способов док-ва.
4) выяв-ли относительность (релятивность) чел-х предпочтений
Все добродеят-ли чел от знаний.
Провозгласили неогр-ю свободу духа и разума.
Софистика была неоднородной. Регенерации: 1я постановка и разработка проблемы, 2я соф-ты-спорщики, 3я политики.
Протогор: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют"
Отверг абсолютный критерий отличия истины от заблуждения. Он С-ый идеалист. 1 из родоначальников риторики.
Горний. Разработал этику ситуаций. Обязанности чела зависят от эпохи, идей общества. Нравств-ть поступка должна рассматриваться в конкретной историч-й эпохе. Моральные и правовые нормы - условность.
Продик. Разраб-л синонимику (технику док-ва) уч-е о разл-х синонимах и точных оценках смысл-х знач-й.
Софисты заним-сь Ф антропологией, но не вопосом о чел.
Это сделал Сократ: "Я знаю, что я ничего не знаю". Поставил гл-й ? о сущ-ти чела, это душа (мыслящее сущ-е, понимающ-е начало в челе). Душа отожд-ся с разумом. Впервые заслуги не мерятся физич благами, а разумная душа.
высшая добродеятель - знания => этика Сократа - этический рацоонализм.
Знание необх-е усл-е для несоверш-я зла, но необх-ма добрая воля чела. Если не знал, то не виноват. Добродеят-ль у Сократа не привычка, а сознательный выбор. Учение о морали.
Именно в уч-ии Сократа мораль нах-ся в компетенции чела, а не Бога. Сознат-й выбор зависит от познания.
Диалектика Сократа.
Вкл-т иронию, опроверж-е, майевтику (рождение истины)
Ирония и опровержение: задавал проблему и надевал маску иронии(незнания)
Заслуги Сократа:
- родоначальник Ф антропол-ии
- рацональной этики
- субъективной диалектики
Киники ("Собаки")
Диоген жил в бочке и питался капустой.
Проповедовал идеализм и полную самодостаточность чела. Противопост-л себя обжорству, богатству и т.д.
Идеал мудрой жизни - внутри самодостат-ти и безразл-ю к внешним благам.
Последователи - хиппи.
Керенарики (принцип удовольствия)
Гедонизм(Эпикур). Нужно уметь управлять удовольствием и стремиться к нему. Гегесий, Аристипт
Мегарики (Евклид)
№12. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика. Философия А.Августина.
Всевластие религии и церкви, ею определялись поведение людей, религиозные чувства страха и доверия и любви к Богу, взгляды на мир и место в нем человека.
Значительную часть философии в средневековье составила теология (богословие), пытавшаяся на основе так называемого «сверхъестественного», «богодухновенного» знания, обосновать христианские догматы о существовании Бога, бессмертия души.
Патристика – I-VII вв. на этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона, являющийся одним из основных идейных источников христианства.(Августин Аврелий)
Схоластика – IX-XV вв. осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии под решающим влиянием философского наследия Аристотеля. Догматы теологии приобретают рационализированную форму (Фома Аквинский).
У средневековой философии была и своеобразная антропология, т.е. учение о человеке. Человек часть божественной организации, упорядоченности мира. Он не только создан Богом, но и подобен ему. В нем есть душа и тело; духовное, божественное и телесное, греховное.
Крупнейшим философом периода патристики был Авгутин Аврелий. Разработал теологию христианства, действующую на протяжении всего средневековья. Труды: «Исповедь», «Ограде Божьем». В центе его внимания находились проблемы бытия, исторического прогресса и человеческой личности.
Обосновал один из главных догматов христианства о сотворении мира Богом из ничего. Бог не только упорядочил и организовал мир, но и создал саму субстанцию, из которой состоит мир. Бог сотворил не только мир, но и его свойства, в том числе время, которого не было до создания мира.
С идей времени Августина связана и концепция исторического процесса. Ее основой является признание непрерывности изменения и развития общественной жизни в общем направлении от низших ступеней к высшим, от несовершенного «града земного» к совершенному «граду Божьему». Это была концепция исторического прогресса, признающая возможность не только материального, но и духовного нравственного развития общества по восходящей линии.
Большое место в философии Авгутина заняли проблемы антропологии, природы человеческой личности. Природа человека двойственна – включает в себя духовное и телесное начала. Главная способность человеческого духа – его способность верить в Бога. Другая духовная ценность, данная человеку, - разум, мышление. Разум только подкрепляет положения веры, но сам найти истины не может. Ценность концепции – впервые четко сказано о равенстве людей, об уникальных способностях и возможностях человека и его ответственности перед Богом и другими людьми за свои дела.
- 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м: мифология, религия, философия.
- 2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.
- 4. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития античной философии
- 5. Космоцентризм ранней греческой философии.
- 6. Проблема бытия в античной философии.Элейская школа(Парменид, Зенон).
- 7. Диалектика в философии античности.
- 8. Философия Платона.
- 9. Философия Аристотеля.
- 10.Атомистический матереализм Левкиппа и Демокрита.
- 11. Проблема человека в античной философии. Этика Сократа и Эпикура.
- 13. Полемика реализма и номинализма в средневековой схоластике. Философия ф. Аквинского.
- 14. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Философия н. Кузанского. Общественно-политические взгляды н. Макиавелли (работа «Государь»). Утопизм т. Мора и т. Кампанеллы.
- 15. Пантеизм как принцип философии возрождения: Кузанский, Бруно.
- 16. Научная революцияв естествознании и философии 17в. Проблема науки и методологии научного познания.
- 17. Проблема метода научного познания в философии ф. Бэкона. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- 18. Естественно-научные и философские взгляды р.Декарта. Дуализм и рационализм р.Декарта. (52,53,54)
- 19. Матереализм и пантеизм спинозы.
- 20. Учение о монадах и диалектика г. Лейбница.
- 22. Концепция естественного права и общественного договора т. Гоббса и Дж.Локка.
- 23. Механистический материализм XVIII века о развитии природы и общества.
- 24. Проблема человека и общества в учении французских материалистов.
- 25. Основные черты нкф.
- 26. Гносеология и этика и. Канта.
- 27. Философия Гегеля. Основные противоречия системы и метода Гегеля.
- 28.Антропологический материализм л.Фейербаха.
- 29.Социальные условия возникновения, этапы развития и основные принципы философии марксизма. Современная трактовка марксизма.
- 31. Исторические условия развития философии в России. Характерные черты и периодизация русской философии.
- 32. Традиции русского Просвещения.
- 33. Радикальные направления русской философии о социальном предназначении философии(декабристы, революционные демократы, народники)
- 34. Религиозное направления русской философии. Философия Всеединства Соловьева.
- 35. Славянофильство и западничество о путях развития России. Понятие Славянофильства
- Понятие Западничества
- 36. Философия русского зарубежья: направления и особенности. Экзистенциализм и персонализм Бердяева.
- 37. Религиозный и научный космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский, Гумилев).
- 38. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм как философское направление и основные этапы его развития.
- 40. Иррационалистическая философия XIX века (а. Шопенгауэр, с.Кьеркегор, ф. Ницше)
- 65. Человек как философская проблема. Образ человека в истории философии. Принцип социоцентризма и антропоцентризма.
- 66.Общество как система. Взаимосвязь природы и общества.
- 67. Концепции общественного развития и их классификация
- 69. Концепции ценностей. Жизнь как ценность. Биоэтика.
- 70. Исторический процесс и его участники.
- 71. Культура как объект философского исследования. Типология культуры. Внутренняя и внешняя культура. Этика и этикет.